Госфинуслуг ведет борьбу со страховыми финансовыми пирамидами
19.08.09
Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг ополчилась против нерадивых страховщиков. До конца года количество компаний на страховом рынке может сократиться на треть.
В мае-июле более двадцати страховых компаний (СК) исключены из госреестра финучреждений, семь осталось без лицензий. Шестого августа Госфинуслуг аннулировала лицензию группы “Страховые традиции”, еще в прошлом году входившей в тридцатку крупнейших страховщиков (она хорошо
известна украинцам благодаря агрессивной рекламной кампании). И это только начало масштабной “зачистки” — в ближайшее время права продавать полисы могут лишиться еще несколько десятков страховщиков, в том числе крупных. Регулятор затеял борьбу с финансовыми пирамидами, осуществляющими страховые выплаты за счет продажи новых полисов. Запоздалую, как считают участники рынка.
Даже аннулирование лицензии не избавляет СК от необходимости расплатиться со страхователями. Однако вряд ли проблемные компании сделают это добровольно — обладателям страховых полисов, скорее всего, придется отстаивать свои права в судах. Либо дожидаться, когда СК ликвидируют и распродадут ее активы для расчетов с кредиторами. Кстати, обладатели полисов “автогражданки” в случае ликвидации компании смогут получить деньги в Моторном (транспортном) страховом бюро, в резервах которого — сотни миллионов гривен.
Страховая отрасль стала настолько проблемной, что из нее стремятся уйти и сравнительно успешные инвесторы. К примеру, Сергей Тигипко намерен избавиться от рисковой и лайфовой компаний ТАС — он ведет переговоры с потенциальными покупателями. Эксперты считают, что в благополучное время эти предприятия можно было продать за полмиллиарда гривен, но теперь их стоимость упала. Тигипко заявил, что хочет распродать страховые активы как можно быстрее, но вряд ли расстанется с ними за бесценок. Так что, скорее всего, эта сделка состоится не скоро. А вот собственники страховой группы “Скайд” готовы отдать лайфовый актив “Скайд-Жизнь” (уставный фонд — 50,55 млн гривен) всего за 80 тыс. долларов. Кстати, в этом году перестраховочная компания “Скайд-Бест” уже была продана львовским предпринимателям.
К тому же многие компании-неплательщики к моменту применения санкций Госфинуслуг стали “пустышками”. Их собственникам выгоднее вывести активы и дожидаться процедуры банкротства. После того как буря утихнет, а рынок оправится от кризиса, они смогут зарегистрировать новое предприятие с незапятнанной репутацией.
Чтобы не допустить вывода активов из проблемной страховой компании, Госфинуслуг имеет право (согласно Положению о применении Госфинуслуг мер влияния) отстранить руководство предприятия от управления и назначить временную администрацию (ВА). Этим правом комиссия воспользовалась всего однажды. В 2003-м ВА была введена в СК “Виктория М”. Весной нынешнего года Госфинуслуг грозилась назначить временных управляющих в нескольких проблемных СК, но до дела пока не дошло. В начале июля Виктор Суслов заявил, что его ведомство активно ведет переговоры с акционерами проблемных компаний и что этот диалог можно считать альтернативой введению временных администраций. По его словам, это намного эффективнее — ВА в банках не принесли ожидаемого результата. Вот и “Инкомстрах”, к примеру, выполнил обязательства перед клиентами именно после беседы представителей Госфинуслуг с акционерами компании.
В результате “зачистки” рынок страхования может недосчитаться двух третей из существующих ныне 460 компаний. Из сотни активно действующих СК выживут примерно 60—70. Эти цифры сами страховщики считают оптимальными для рынка такой емкости, как наш.