Ни для кого не секрет, что страхование в Украине так и не успело заработать себе должный авторитет. Причем, в этом виноваты как страховщики, так и отчасти страхователи. Кризис же сделал потребителей особо внимательными к услугам страховщиков и особенно – их качеству.
Однако, несмотря на финансовые трудности, далеко не все отказываются от страхования. Но здесь возникает другая проблема, проблема выбора, которая порождает сомнения на фоне всех тех негативных новостей, которые пестрят в прессе о недобросовестности страховщиков, массовых невыплатах и повальной угрозе
Выбор страховых услуг велик: от крупных компаний, который имеют богатый опыт на рынке и работают во всех его сегментах, до мелких страховщиков, появившихся недавно и специализирующихся на одном-двух видах страхования. Увы, но среди любой из компаний может оказаться та, которая «продаст» себя красиво, а деньги платить откажется и даже объявит себя банкротом.
«Сортировать» предложения страховщиков стоит начать с того, что посмотреть на их опыт на рынке и на долю, которую они в нем занимают. Дело в том, что, в случае серьезных финансовых проблем, крупный страховщик может в большей степени рассчитывать на поддержку государства (как это происходит в банковской системе сейчас – авт.), нежели мелкая компания, выходов у которой совсем немного: ликвидироваться, или искать кандидатов на ее приобретение.
Очень важно знать, как страховщик инвестирует свои резервы, насколько они диверсифицированы. Конечно, в текущих условиях ликвидность многих активов (акций, недвижимости, к примеру) значительно снизилась, однако, даже если сейчас компания держит «все яйца в одной корзине» - это должно вызвать сомнения, так как проблемы с выплатами не заставят себя ждать.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, кто владеет страховщиком (естественно, если эта информация доступна), а также те отрасли, в которых владельцы компании имеют другой бизнес. Ведь проблемы в одной из дочерних структур автоматически отражаются на состоянии остальных, а также снижают их шансы на поддержку со стороны акционеров.
Сомнение в надежности должны вызвать и те страховщики, которые существенно занижают тарифы (проще говоря, демпингуют). Это явно свидетельствует о том, что компания пытается «набить» себе объем премий по быстрому, но вот сможет ли она рассчитаться по обязательствам – другой вопрос. Обычно проблемы у таких страховщиков возникают довольно быстро и подобны снежному кому. Не менее опасным является декларирование различных бонусов с большими страховыми суммами (к примеру, приобретение полиса добровольной гражданской ответственности за 1 гривну с объемом покрытия в 200 тыс. гривен). Не нужно обладать глубокими экономическими знаниями, чтобы понять: вряд ли страховщик найдет деньги для таких серьезных выплат, не получив при этом ни копейки страхового платежа.
Напоследок нужно стребовать с компании финансовую информацию о ее деятельности, причем, в динамике и сравнении с прошлыми периодами. Чем больше данных – тем лучше. Объема платежей и выплат будет явно недостаточно. Только наличие активов, капитала, страхового портфеля в разрезе, финансового результата, резервов даст более полное представление о деятельности компании. Если же такие данные недоступны и просьба лицезреть их вызывает со стороны агента возмущение или отговорки – лучше пройти мимо.
Ну и не стоит забывать, что ни одна компания не застрахована от банкротства и финансовых проблем. Поэтому, отзывы реальных клиентов, советы друзей или родственников тоже могут сыграть далеко не последнюю роль при выборе страховщика.