Как распознать страховщика, оказавшегося на грани финансового краха
01.09.09
Чиновники изучают ситуацию в двадцати страховых компаниях. Говорят – там серьезные проблемы с финансами. Компании своевременно не выплачивают компенсаций, поскольку имеют дыры в резервах. И одновременно демпингуют, чтобы новыми клиентскими платежами рассчитаться с долгами. Однако это еще больше истощает запасы компаний. И может привести к банкротству.
Таких, как Юрий – тысячи. Госфинуслуг с начала года отобрала лицензии – временно или окончательно – у более чем 20 страховых компаний. Чиновники обещают и впредь приструнивать тех, кто месяцами является должником для своих клиентов. На очереди – несколько крупных компаний. Лидеры рынка грешат демпингом. Вместо того чтобы наращивать резервы под будущие выплаты за счет полученных платежей – в разы снижают цены на полисы, чтобы переманить клиентов у конкурентов.
Причем судиться лучше сразу, даже если лицензию отобрали временно. Как правило, такие компании вскоре объявляют себя банкротами. Без права продавать полисы они в большинстве своем не могут выровнять свои балансы. А продаться инвестору не получается – без лицензии такие учреждения никому не интересны.
Уже более 30 финучреждений задолжали своим клиентам более 190 миллионов гривен. Экономисты говорят: большинство владельцев страховых компаний, почувствовав финансовый крах – начали выводить деньги из учреждений, ускоряя их банкротство. Государственный регулятор разводит руками: парламент не позволил запретить регистрировать новые страховые компании. А именно в них почти обанкротившиеся страховщики переводят активы, оставляя старую контору с долгами. И совершенно законно. У депутатов же своя позиция – такие моратории препятствуют свободному предпринимательству.
Поэтому несмотря на экономический спад, Госфинуслуг и дальше регистрирует новые учреждения. На деле же лишь 40 из более 400 страховых на самом деле продают полисы и проводят выплаты, говорят финансисты. Остальные – есть только на бумаге.
Впрочем хватает и других способов легально вывести деньги из компании. Например, финучреждение делят на две якобы смежные компании. И в одной из них сосредоточивают все долги перед клиентами и кредиторами. Но самый распространенный способ спрятать деньги – застраховать фиктивный риск на большую сумму и затем оплатить ее в качестве возмещения.
В любом случае клиенты таких страховых останутся без денег. Подавать в суд нет смысла, ведь у компании нет ни имущества, ни средств. А фонд гарантирования выплат, вроде банковского, государство не создало. Поэтому финансисты советуют следить за делами в своей страховой. По словам Вячеслава Черняховского, главы комиссии Украинского общества финансовых аналитиков, тот, кто подаст в суд раньше и сможет быстро получить исполнительное письмо, еще успеет получить от компании какие выплаты. Однако для этого потребуется привлечь хороших юристов за немалые деньги.
Остановить вывод активов и банкротство чиновники подумывают также путем Нацбанка – через введение временных администраций. Госфинуслуг уже выдал двадцать соответствующих лицензий бывшим руководителям страховых компаний. По замыслу регулятора, новое руководство проблемных банков должно и с долгами рассчитаться, и финансовых дыр не допустить.
Кандидаты номер один – учреждения, у которых еще нет больших долгов перед клиентами. Но началось затягивание с компенсациями. Такими сейчас является каждая четвертая страховая компания. По словам руководителя интернет-проекта по страхованию Тимура Шакирова, это будут компании с украинским капиталом, которые очень агрессивно вышли на рынок: демпинговали, выплачивали высокие комиссионные посредникам. А также те, кто ориентировался на высокорисковые виды страхования, то есть КАСКО.
Страховщики же относятся к идее скептически. Говорят, банки временные администрации не спасли. К тому же, в отличие от банков, страховые компании не будут иметь моратория на выплату возмещений. Соответственно, чтобы залатать резервы новому руководству, вероятно, также придется ... медлить с выплатами клиентам. Круг замкнулся.
Однако рынок ищет свои способы спасения от банкротства. Один из самых обсуждаемых сегодня вариантов – продажа страховых договоров. Если компания не сможет потянуть будущие выплаты – отдавать такие портфели стабильным коллегам. Речь идет в основном об обязательствах медицинского или автомобильного страхования. Там каждое второе страховое событие – с большими убытками. Поэтому таким образом продавец избежит расходов на урегулирование этих событий и сможет сократить штат своих работников, говорит Вячеслав Черняховский. Покупатель же получит новых клиентов.
Перекупленным клиентам убутки будет возмещать уже новая компания. Когда же страховое событие произошло до перезаключения договора – выплаты, скорее всего, останутся по прежнему финучреждению.
Пустые кабинеты и рабочие столы, на полу – кипы папок с бумагами, на стенах – недействующий уже лицензии в красивых рамках. Еще год назад компанию «Профессиональная защита» хотели купить за миллион долларов. Теперь ликвидационная комиссия с трудом распродает имущество банкрота, чтобы рассчитаться с кредиторами и клиентами. Однако главное, что есть что продать, говорят в комиссии. Владельцы активы не вывели, так что клиентам есть, на что надеяться.
Как ни парадоксально, но именно у банкротов легче выбить деньги, говорят финансисты. На имущество и средства компаний накладывается мораторий. Поэтому если собственники еще не вывели активы – они этого уже не сделают. Все поделят по закону: сначала рассчитаются с клиентами страховых компаний, а уже потом – с работниками, кредиторами и государством. Причем, если клиент не успел воспользоваться полисом – он получит часть уплаченной за него суммы.
Ситуация со страхованием гражданской ответственности автовладельцев – неоднозначна. С одной стороны, за компанию-банкрота заплатить резервный фонд Моторного страхового бюро. Недавно объединение даже заявило о намерении взять на себя выплаты компенсаций и за компании, у которых только отобрали лицензию. Чтобы не потерять доверие людей.
Однако с другой стороны, участники рынка говорят: денег хотя бы на банкротов хватило. Сейчас проблемы испытывает каждая четвертая компания, которая страхует ответственность водителей. Говорят, полисы очень дешевые, а расходы – значительные. Но если обанкротится сразу несколько крупных учреждений – денег резервного фонда на выплаты клиентам не хватит.
Финансисты советуют людям как никогда тщательно выбирать страховую компанию. Говорят, чтобы распознать учреждение, оказавшееся на грани финансового краха – не нужно быть экономистом. Достаточно обратить внимание на некоторые очевидные признаки. По словам Александра Залетова, заместителя генерального директора Лиги страховых организаций Украины, вызвать подозрения должны следующие моменты:
Страхова затягивает выплаты своим клиентам более чем на месяц.
Компания пытается во что бы то ни стало продать вам полис – предлагает низкие тарифы, не учитывает вашей страховой истории (аварийность, болезненность и т.п.).
Отделение учреждения часто переезжают, а работники – меняются.
Отчеты о прибылях, убытках и активы страховщика не обнародованы – ни на сайте компании, ни на других профессиональных ресурсах.
Все описанное в статье напрямую касается "ЗАО "СК "Спектр".Из компании добровольно ушел весь руководящий состав(надоело врать и изворачиваться перед страхователями).Да и всех оставшихся сотрудников компания по полной "динамит" с зароботной платой.Вопрос :"Есть ли управа на подобные организации?"