Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Думай, что ты способен на то или иное свершение или думай, что не способен: так или иначе ты окажешься прав." Генри Форд.
Страхование

 


Страхование рисков

Как застраховать коммерческие кредиты
30.11.07

Привлекательность такого страхования объясняется тем, что оно обеспечивает поставщику (производителю, дистрибьютору) дополнительные преимущества. У поставщиков появляется возможность расширить список клиентов, многие из которых не соглашаются работать на условиях предоплаты, учитывая конкурентную ситуацию на рынке поставок. Профессиональные страховщики, как правило, оказывают поставщикам-страхователям целый комплекс услуг, от оценки партнеров до анализа их собственных рисков. К тому же страховщик фактически берет на себя управление кредитными рисками.

Названия разные – суть
материалы в тему:
одна

В мировой практике этот вид страхования называется commercial credit insurance – «страхование коммерческих кредитов». В России его называют и страхованием кредитных рисков, и кредитным страхованием, и страхованием коммерческих рисков, и страхованием финансовых рисков при сделках коммерческого кредитования, и страхованием коммерческих, торговых, товарных кредитов.

Согласно ст. 929, 933 ГК РФ страхование товарных кредитов – это страхование «риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов – предпринимательский риск». В отечественной практике под страхованием коммерческих кредитов чаще всего понимают «страхование имущественных интересов Страхователя, связанных с риском возникновения непредвиденных расходов (убытков) при осуществлении им предпринимательской деятельности в результате неисполнения контрагентом Страхователя обязательств по возврату коммерческого кредита».

Таким образом, страхование коммерческих кредитов является механизмом защиты бизнеса производителя или поставщика от риска длительного неплатежа, несостоятельности, банкротства контрагента, в том числе из-за самоликвидации.

Как показывает практический опыт, страхование кредитных рисков коммерческих кредитов предполагает:

  • защиту самого большого актива бизнеса – торгового оборота в виде дебиторской задолженности;
  • защиту от непредвиденных и чрезмерных убытков, которые могут привести к финансовой катастрофе;
  • предотвращение ущерба при неисполнении обязательств по поставке денежных средств контрагентами.

Исключения подтверждают правило

Страхование коммерческих кредитов является одним из инструментов управления кредитными рисками. Однако стоит отметить, что этот финансовый инструмент:

  • не предназначен для управления нормальным уровнем убыточности;
  • не является защитой от порчи или потери товара;
  • не является способом защиты прибыли (в отличие от страхования business interruption, когда страхуется возмещение убытков от перерыва в деятельности);
  • не является заменой других инструментов управления кредитными рисками.

Действительно, страхование коммерческого кредита позволяет избежать убытков, но не дает возможности управлять просроченной дебиторской задолженностью.

Разработка стратегии

Когда в компании принимают решение о выходе на рынок с применением схемы коммерческого кредитования, ее специалисты прежде всего проводят анализ собственных ресурсов: определяют относительную долю рынка, объемы продаж, существующие возможности и ограничения на поставки и кредитование. Также проводится анализ финансового состояния фирмы и рыночного сегмента компании. Сегмент рассматривается с точки зрения возможности и ограничения по платежам и кредитованию, традиции юридического оформления сделок, экономического положения отрасли, наличия ценовой и неценовой конкуренции.

Затем проводится оценка клиентского портфеля, в ходе которой определяют оптимальный период отсрочки платежа по коммерческому кредиту, предельный срок задержки оплаты кредита. Вычисляются доли просроченных и безнадежных платежей, проводится разделение клиентов на сегменты в соответствии с платежной дисциплиной и условиями поставок товара. Только после этого разрабатывается стратегия управления рисками.

Этап 1. Оценка рисков и выбор оптимального инструмента управления

Риски сегментируются по принадлежности – внутренние, внешние; ранжируются – катастрофичные, допустимые. В соответствии с картой рисков, которая получается на этом этапе, определяется инструментарий.

Этап 2. Выбор финансовых инструментов для управления риском и развития бизнеса

Будут ли это «короткие», но «дорогие» деньги по факторинговой схеме с регрессом, при котором риск неплатежа остается на удержании компании? Причем при выходе на новый рынок скорее всего будет предложен именно этот вид факторинга. Или же это будет страхование кредитных рисков, при котором ясно, сколько будут стоить ваши деньги с учетом дисконтирования cash flow, если реализуется риск неплатежа? Или страхование оборота и финансирование кассового разрыва под обеспечение застрахованной дебиторской задолженности с открытием кредитной линии в банке? Может, это будут закупки новых партий товара по сделке торгового финансирования экспортно-импортных операций (аккредитивы и банковские гарантии), а также страхование неисполнения обязательств контрагентов заемщика для управления рисками второго уровня и гарантирования оплаты сделки торгового финансирования для банка? Или это будет получение денежного кредита под застрахованный контракт коммерческого кредитования, который более краткосрочен? Или страхование поставок оборудования, находящихся в залоге у поставщика? Эти инструменты защиты рисков и развития бизнеса используют преимущественно дочерние предприятия международных компаний, экспортеры и российские компании, стремящиеся к ведению бизнеса по западным стандартам. Большинство компаний в России обращаются к страхованию, например, экспортных кредитов, когда нет возможности получить независимую оценку данных о потенциальном заемщике у кредитных бюро и их пугает перспектива ведения судебных дел в другой юрисдикции.

Этап 3. Обращение к страховщику

Опытный страховщик, как правило, проконсультирует о построении оптимальной финансово-страховой схемы, удовлетворяющей потребностям вашего бизнеса и порекомендует финансовые институты, специализирующиеся на тех или иных проектах.

Для принятия решения о страховании страховщик оценивает клиента – потенциального страхователя и его клиентский портфель. В числе предъявляемых требований, необходимых для принятия решения, – удовлетворительное состояние кредитного портфеля и его относительная прозрачность, достаточная прозрачность сегмента рынка, позволяющая проводить анализ в целом по сегменту, открытость в предоставлении информации, желание развивать бизнес и конструктивный подход к возможным перестройкам в бизнес-процессах внутри компании, в частности в кредитной политике.

Алгоритм действий

Для принятия андеррайтерского решения нужна следующая информация:

  • В заявлении-анкете указывается общая информация о страхователе: опыт его работы на условиях отсрочки платежа, история убытков, информация о торговом обороте, о работе с дебиторской задолженностью, об управлении рисками, опыт применения страхования, факторинга и других финансовых инструментов;
  • Данные по контрагентам, в частности о текущих и запрашиваемых кредитных лимитах на них.

Если не хватает информации (отчетности страхователя и контрагентов, аналитических данных по сегменту рынка), для страховой экспертизы должен быть задекларирован весь торговый оборот (пул контрагентов), на страхование принимаются риски только тех контрагентов, которые получили кредитный лимит. В обязательном порядке проводится анализ ретроспективы ведения бизнеса потенциального страхователя, а сотрудники страховщика могут провести так называемый buyer visit. Такие визиты к контрагентам, как правило, осуществляются, если кредитный лимит контрагента значителен для портфеля поставщика.

После принятия решения о страховании компания заключает со страховщиком соответствующий договор. В дальнейшем страховщик проводит постоянный мониторинг застрахованной дебиторской задолженности. При задержке платежа действие кредитного лимита может быть приостановлено – дается рекомендация не отгружать товар или не предоставлять услугу данному контрагенту, причем страховая компания продолжает нести ответственность по риску до даты приостановления лимита (оговорка stop & go). В случае реализации риска неплатежа применяется период ожидания: устанавливается период времени между заявлением о наступлении страхового события (возникновение просроченной дебиторской задолженности) и датой страховой выплаты, когда происходит работа с должником с целью урегулирования убытка. Данный временной период оговаривается изначально в генеральном соглашении, как и комплекс превентивных мер, направленных на предотвращение убытков. После окончания периода ожидания, если ситуацию не удалось урегулировать и деньги не поступили на счет страхователя-кредитора, страховая компания производит выплату и получает право требования к неплательщику (суброгация).

Правила хорошего тона

Если в компании создана эффективная система риск-менеджмента, то можно рассчитывать на снижение тарифа. То же происходит, если у компании большой оборот, диверсифицирован кредитный портфель, хорошая кредитная история, франшиза больше стандартной. Во всяком случае, такое отношение считается в страховой индустрии хорошим тоном. Стоимость страхового покрытия колеблется, однако в настоящее время она не превышает 1,5%. Для сравнения: пару лет назад этот вид страхования стоил от 2 до 5%. Кстати, страховая компания не берет оплату за проверку дебиторов клиента, несмотря на то что это расходная статья бизнеса страховщика и риски компании могут быть не приняты на страхование. Между тем оценка портфеля клиента специалистами кредитного страхования может стать дополнительным инструментом информационно-аналитической поддержки руководства предприятия, представляющего серьезные аргументы при обосновании своей позиции по клиентскому бизнесу перед акционерами. Как показывает опыт, страхование кредитных рисков помогло многим компаниям не только повысить кредитную дисциплину контрагентов, но и выстроить более эффективную систему риск-менеджмента.


Ольга АФАНАСЬЕВА: Риск-менеджмент

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.