По самым скромным оценкам, объем обязательств обанкротившихся компаний по автогражданке может превысить 50 млн. грн. Моторное (транспортное) страховое бюро Украины намерено начать выплаты по обязательствам одного из прогоревших страховщиков — СК "Галактика". Вопрос о погашении долгов двух других компаний-банкротов — ФГ "Страховые традиции" и АСО "Вексель" — отложен в долгий ящик.
Для проведения компенсаций будет использована схема, уже опробованная на СК «Авионика»: возмещения потерпевшим будут выплачиваться не из солидарных фондов, в которые отчисляют деньги все компании — члены МТСБУ, а за счет средств гарантийного взноса, внесенного СК «Галактика» при вступлении в Моторное бюро (эквивалент 100 тыс. евро). С их помощью удастся погасить в лучшем случае пятую часть задолженности страховщика. Тем претендентам на выплату, кто не попадет в первую очередь, придется дожидаться официального признания компании банкротом, на что может уйти еще много месяцев. К слову, именно по такому сценарию сейчас развиваются события вокруг недавно разорившейся экс-«дочки» Проминвестбанка — АСО «Вексель». Хозяйственный суд Киева 18 мая 2010 года признал компанию банкротом (соответствующее объявление появилось в газете «Урядовый курьер» 22 мая 2010 года). Заявления кредиторов будут приниматься в течение месяца со дня публикации о банкротстве. После этого будет завершена оценка обязательств страховщика, и МТСБУ сможет начать выплаты из фонда защиты потерпевших.
Обжегшись на «Страховых традициях», Моторное бюро намерено усилить контроль над своими членами. В частности, в начале июня 2010 года были утверждены первоочередные меры по наведению порядка на рынке автогражданки. Документ ужесточает требования по ведению дела, оформлению документации, срокам внесения информации в единую централизованную базу данных, учету бланков полисов и т.д. Среди запланированных нормативных новаций — утверждение минимально допустимого уровня урегулированных дел по ОСАГО в компаниях, разработка единого регламента формирования резервов по заявленным убыткам и проведение выплат. Таким образом Моторное бюро получит возможность отслеживать злостных неплательщиков и вмешиваться в ситуацию еще до того, как она станет непоправимой.
Хотя надолго терпения страховщиков не хватит. По мнению Владимира Романишина, если Госфинуслуг в ближайшее время не увеличит тарифы по автогражданке, ряды Моторного бюро могут покинуть до 30% входящих в него компаний.
По мнению страховщиков, подпитать фонд деньгами можно было бы за счет увеличения регулярных отчислений (сейчас компании платят в фонд 3% от суммы премий, собранных по автогражданке) и размера гарантийного взноса (в зависимости от СК он колеблется в диапазоне от 100 тыс. до 500 тыс. евро). Однако увеличение размера обязательных платежей может оказаться не по карману многим страховщикам, что поставит под угрозу возможность будущих выплат по обязательствам неплатежеспособных компаний.