Корпоративное страхование жизни. Возможно ли оно в нашей стране?
14.07.08
Любой рынок формируется после прохождения определенного порога, когда появляется критическая масса потребителей. До этой критической точки рынок развивается очень медленно. В Украине критическая масса потребителей услуги корпоративного страхования жизни пока не сформировалась. Однако, предрекают страховщики, активная фаза развития корпоративного лайфа не за горами.
На самом же деле платежи по страхованию жизни относятся на валовые расходы в размере до 15% от фонда заработной платы каждого сотрудника. Кроме того, появляется возможность экономии начислений на зарплату и подоходного налога: платежи по страхованию жизни не облагаются начислениями на заработную плату и подоходным налогом.
Такого мнения придерживается и Андрей Гаврильченко, директор по страхованию СК Allianz Life. По его словам, с каждым годом наполнение соцпакета для персонала расширяется, компании добавляют новые опции. Рано или поздно очередь дойдет и до страхования жизни.
Наряду с постепенно растущим интересом к корпоративным программам страхования жизни у клиента уже сформировалось понимание, что это за продукт и зачем он нужен. Раньше, сетуют страховщики, приходилось долго объяснять суть продукта. На сегодняшний день первичная информация о корпоративном страховании жизни на предприятиях уже имеется. Правда, нередко она не совсем правильная и зачастую сформированные стереотипы приходится ломать.
Таким образом, для базового продукта корпоративного страхования жизни очень важен «тюнинг», или иначе - подгонка продукта под корпоративные нужды предприятия, разработка дополнительных опций.
Что означают дополнительные опции?
В долгосрочном договоре страхования жизни есть рисковая и накопительная часть. Так, набор рисков, которые будут включать продукты, для всех случаев будет примерно одинаков (это риски наступления инвалидности, смерти по любой причине, несчастного случая), тогда как опции накопительной части могут существенно розниться.
Предположим, что на одном предприятии текучесть кадров практически отсутствует, а на другом, напротив, она очень высока (раз в три-четыре года происходит серьезная смена коллектива). В этой связи для первого предприятия долгосрочная накопительная программа (на 10-20 лет) будет иметь смысл, поскольку его сотрудники будут понимать, что они доработают до момента получения выплаты.
На втором предприятии, напротив, мотивации у персонала от наличия корпоративного договора страхования жизни не прибавится. Чтобы сделать для сотрудников второго предприятия наличие договора страхования жизни мотивирующим фактором, необходимо прописать в условиях корпоративного договора опцию, согласно которой они могли бы получить часть денег уже через три года. Но при этом сотрудники должны понимать, что в случае ухода через три года они все же потеряют гораздо больше, чем если бы проработали все 10-20 лет.
Развитию корпоративного страхования жизни мешает, во-первых, достаточно сложный продукт, который требуют корпоративные клиенты. Поэтому корпоративные программы готовы обслуживать далеко не все страховые компании. Во-вторых, предприятию разрешено относить на валовые расходы до 15% от фонда заработной платы сотрудника, что требует от страховой компании вести персональный учет счетов по каждому застрахованному. Такая техническая возможность есть не у всех СК. В-третьих, корпоративный клиент достаточно капризен и зачастую просит оказания услуг консалтинга как на уровне кадровой, так и инвестиционной политики. Это также может оказаться под силу не всем страховым компаниям.
Так, например, клиент нередко требует, чтобы инвестиционные программы по размещению резервов СК, которые формируются под данный корпоративный договор, согласовывались с ним. Очень часто корпоративный клиент просит страховую компанию оказать консалтинговую поддержку договоров страхования жизни в части проводимой предприятием кадровой политики. Дело в том, что очень часто корпоративное страхование жизни заключается на базе положения о долгосрочном страховании жизни или положения о кадровой политике, утвержденного предприятием. А поскольку объектом страхования являются люди, необходим процесс согласования с ними самого решения о заключении договора страхования жизни. Очень часто это требует от страховой компании самостоятельного проведения сбора подписей сотрудников относительно их согласия застраховать свою жизнь. Не каждая СК жизни ресурсно готова на такие затраты времени и средств.