Алексей Олегович предоставил расширенные комментарии по вопросам текущей политики управления страховым портфелем и перспективах развития страхового рынка.
В первую очередь стоит обратить внимание не на увеличение объемов страхового портфеля, а на его эффективность. Основное, на что ориентировались страховые компании до финансового кризиса – это денежный
поток. Мало кого в серьез интересовали показатели андеррайтерской убыточности. В то же время однобокий анализ финансовых показателей может сложить обманчивое впечатление о реальном положении дел в страховом бизнесе и качестве страхового портфеля. На сегодняшний день стоит задуматься – нужен ли компании большой и убыточный страховой портфель или стоит ориентироваться на маленький портфель с прогнозируемым положительным андеррайтерским результатом.
Наиболее важной мерой управления страховым портфелем является его сегментация. Подразумевается определение наиболее и наименее убыточных сегментов портфеля, оценка позиции страховой компании в каждом из выделенных сегментов. На следующем шаге фиксируются наиболее интересные для компании сегменты, устанавливаются целевые ориентиры по увеличению объема соответствующих сегментов.
Я сторонник многопрофильного анализа портфеля: чем больше репрезентативных страховых профилей мы сможем выделить - тем лучше. Статистический анализ требует наличия у страховой компании крупного страхового портфеля, и соответственно может быть адекватным лишь для массовых видов страхования. Среди показателей мы отслеживаем динамику андеррайтерской частоты убытков, изменение среднего убытка по интересующему нас набору страховых профилей.
Необходимым является проведение глубокого анализа характеристик профилей и выявление тарифообразующих факторов при формировании тарифной политики компании. На простом примере можно показать, что если мы будем использовать региональные переменные для выявления различий в андеррайтерских показателях страховых профилей, дополнительные характеристики, такие как возраст страхователей, водительский стаж и другие, окажутся статистически незначимыми. Поэтому необходимо иметь в аналитической базе данных детальный набор характеристик сегментов страхового портфеля, с целью их последующей классификации и оценки степени влияния на риск. Если изначально мы имеем 20 характеристик страховых профилей, то в результате последующего анализа в тарификатор попадает 8-9 факторов, которые оказываются наиболее значимыми.
Страхователи довольно сильно чувствительны к стоимости полиса. После того как мы подняли тарифы по профилю водителей младше 21 года со стажем вождения до 2-х лет, данный профиль начал «вымываться» из нашего портфеля.
В связи с присутствием законодательно установленных тарифов, профиль страхования ОСАГО по Киеву оказывается наиболее убыточным. По данному профилю показатели андеррайтерской убыточности превышали 100%. Мы сознательно решили отказаться от этих рисков, несмотря на то, что данный сегмент занимал 60-70% нашего бизнеса по ОСАГО.
По заявлениям Госавтоинспекции количество ДТП после введения новых штрафов в конце 2008 года упало на 30%. В то же время здесь речь идет о фактах фиксируемых ГАИ, и в основном это случаи с наличием потерпевших. Что же касается портфеля транспортного страхования, мы отмечаем в последние периоды понижение частоты страховых событий в пределах 10%. В свою очередь средний убыток по страховым событиям вырос. Увеличение среднего убытка полностью объясняется девальвацией гривны относительно евро и доллара.
Частота убытков по ОСАГО в Украине на сегодняшний день соответствует европейскому уровню. Если по результатам анализа, который мы проводили 7-8 лет назад данный показатель составлял 3,6%, то в 2009 году это уровень 4,7-5%. При расчете показателей частоты убытков по ОСАГО на основании отношения зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий к числу зарегистрированных транспортных средств следует учитывать ряд особенностей. Во-первых, среди числа зарегистрированных транспортных средств нет данных о мотоциклах. Во-вторых, среди зарегистрированного автопарка существенная доля технически неисправных транспортных средств.
База страхователей компании является важнейшим активом страховой компании для организации работы по возобновлению договоров страхования. Здесь следует особое внимание уделять информационной безопасности данных. На рынке существуют примеры компаний, в которых сам страховщик в последнюю очередь дозванивался страхователю, в то время как конкуренты успевали предложить более выгодные условия еще до окончания срока действия договора страхования. Реалии таковы, что на сегодняшний день клиенту следует звонить по вопросу пролонгации за полтора месяца до окончания срока действия договора.
Основополагающей задачей управления страховым портфелем является удержание формированной базы клиентов. С экономической точки зрения невозможно достигнуть 100%-го уровня возобновления договоров страхования, но в то же время 80% пролонгации следует воспринимать как целевой ориентир. Сейчас мало кто из компаний может похвастаться такими показателями возобновления.
Уже сейчас понятно, что по итогам 2009 года рынок не выйдет на объемы собранных премий 2008 года. К осени следует ориентироваться на спад до 30% и это при учете роста страховых сумм, вызванных девальвацией гривны. Соответственно снижение страхования по количеству заключенных договоров страхования будет еще существенней. Следует также ожидать волны сокращения страховых компаний.