Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Чем более вы владеете основами, тем более захватывающие будут результаты"
Страхование

 


Страховые объединения

ЛСОУ: Страсти вокруг МТСБУ
03.07.09

Сегодня, в трудные для страхового рынка времена, на фоне ступора такого вида страхования как КАСКО,
материалы в тему:
стрелой взлетела значимость обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортних средств. Для некоторых компаний ОСАГО осталось практически единственной соломинкой спасения, ведь прибыльный, но несбалансированный портфель, состоящий преимущественно из КАСКО, мгновенно увял на фоне кризиса. Несмотря на то, что тарифы на авто гражданку, все условия и стандартны прописаны в Законе, часть компаний демпингуют, другие выплачивают слишком высокие комиссионные агентам, и все это создает благоприятную почву для конфликтов.

Местом проведения баталий страховщики выбирают общие собрания, на которых присутствует как можно меньше посторонних ушей, но в тайне сохранить все удается не всегда. Одним из таких мест, где собираются представители страховых компаний из разных весовых категорий – Моторное (транспортное) страховое бюро Украины. Само бюро живет согласно уставу, ничего скандального и спорного для рынка не представляет. Но некоторым руководителям для того, чтобы поспорить друг с другом, и повод давать не обязательно. О событиях, которые развернулись на собрании в МТСБУ, портал Тристар решил узнать у очевидца и непосредственного участника таких собраний, Филонюка Александра Феодосиевича, президента ЛСОУ.

Get Flash to see this player.

С чем связаны конфликты внутри МТСБУ?

Конфликты, существующие в МТСБУ, это прежде всего те конфликты, которые породил сам страховой рынок. Одни компании демпингуют, таким образом, заманивая не особо разборчивых клиентов, а другие работают на объективных, актуарно выверенных тарифах. Другой пример – некоторые страховые компании выплачивают непомерно высокие комиссионные вознаграждения, теряя при этом свою финансовую надежность.

В основе разногласий – борьба за долю рынка, борьба за бизнес. Крупные компании считают, что имеют приоритетное право на этот вид страхования, потому что их отчисления в фонд защиты потерпевших больше, чем у мелких. А ведь право голоса имеют все компании, получившие лицензию. Но самый главный вопрос в ответственности – кто будет выполнять обязательства? Не важно, большая, средняя или маленькая компания, важно, чтобы были сформированы резервы, причем в ликвидных активах и компания честно выполняла взятые на себя обязательства. Если завтра наступит страховой случай, то компания должна платить, и это главный принцип. Поскольку сегодня этот принцип не выполняется многими страховыми компаниями, это и стало основой конфликта в МТСБУ.

Хочу сказать, что руководители МТСБУ в лице генерального директора и его заместителя - профессиональные люди, специалисты, досконально знающие этот бизнес. Но конфликт был создан искусственно, отдельными компаниями, с целью безраздельного доминирования на рынке. А ведь ОСАГО – это коллективная ответственность. И невыполнение своих обязательств даже одной компанией негативно сказывается на всем рынке. Возникает кризис доверия общества к финансовым институтам, восстанавливать которое крайне трудно. К сожалению, это вопрос деловой этики, репутации, прозрачности и открытости рынка, т. е. норм поведения на рынке, которые пока не стали общими правилами.

Я хочу напомнить, что рынок еще очень молод и недостаточно зрелый, зачастую эйфория от успеха приводит к такой негативной ситуации, которая негативно отразилась и на деятельности отдельных страховых компаний, и в целом на работе МТСБУ.

Какие изменения предполагалось внести в устав МТСБУ?

Прежде всего, речь идет о нормах, которые дадут четкие определения и ответы на следующие вопросы:

  • Какова роль Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, Президиума и Координационного совета?
  • Насколько система тарифной политики соответствует сегодняшним реалиям?
  • Насколько деятельность членов МТСБУ соответствует принципам добросовестной конкуренции, прозрачности и транспарентности?
  • Как усовершенствовать систему сбора статистики?
  • Какие необходимо провести изменения законодательства в части длительности полисов ОСАГО?
  • Каким должен быть оптимальный размер базового платежа?

Все эти нормы необходимо сегодня совершенствовать, потому что с момента принятия закона прошло уже 5 лет. Многое изменилось: экономические условия, принципы ведения бизнеса, менталитет самого общества. Сегодня уже наработан определенный опыт, идет процесс систематизации необходимой статистики, изучается зарубежная практика, определяются основные тенденции дальнейшего развития этого вида страхования. Поэтому надо делать выводы и вносить изменения в те нормы, которые позволят прозрачно и эффективно работать МТСБУ и всему рынку. Необходима конкретизация задач, стоящих перед МТСБУ в целом, его исполнительной дирекцией, Координационным советом, уполномоченными представителями рынка – членами Президиума. Тем самым будет достигнута необходимая открытость и прозрачность в этом социально значимом виде страхования.

Какие сегодня проблемы стоят перед МТСБУ?

Прежде всего, хочу сказать, что нельзя сегодня проблемы МТСБУ отделять от проблем всего рынка, законодательной базы и системы регулирования обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. К сожалению, Закон, вступивший в силу с 1 января 2005 года, так и не стал той нормой, которая полностью регулирует правоотношения субъектов, находящихся в поле действия этого закона. Я имею ввиду страховые компании, страхователей, представителей органов исполнительной власти. Статистика свидетельствует, что с 1 января 2009, по настоящее время в стране зафиксировано более 3 млн. нарушений правил дорожного движения, произошло более 100 тыс. ДТП, из них около 15 тыс. случаев с пострадавшими, в которых около 2 тыс. человек погибло и свыше и 18 тыс. – травмировано. К сожалению, мы имеем факты, которые говорят о том, что интересы граждан еще недостаточно защищены в случае дорожно-транспортного происшествия.

Безусловно надо говорить о том, что страховой рынок и МТСБУ пока не решили свою основную задачу, поставленную перед ними государством и обществом, в части четкого и безукоризненного урегулирования дел, связанных с ОСАГО. Сегодня в ЛСОУ поступает много жалоб от клиентов СК на несвоевременность страховых возмещений, на низкое качество обслуживания и необоснованные отказы в страховых выплатах. Существуют также объективные причины, которые приводят к задержкам выплат: расследование, сбор документов, анализ событий и последствий происшедшего. Но в целом система страховых выплат должна работать как часы.

Важной проблемой для рынка остается вопрос осознанного выбора страховой компании. Значительная часть информации просто закрыта, часть компаний работает непрозрачно, поэтому рядовому гражданину крайне сложно разобраться, оценить степень надежности того или иного страховщика. Лига страховых организаций Украины инициировала проект «Открытое страхование», в котором предложила компаниям на добровольной основе раскрывать показатели своей деятельности. ЛСОУ также предложила, и это было поддержано регулятором, внести в новую редакцию базового Закона «О страховании» норму, согласно которой компании будут обязаны раскрывать такую информацию.

Следует отметить, что отсутствие должного контроля за наличием полисов ОСГПО со стороны ГАИ существенно влияет на ситуацию на рынке. Увеличение штрафов, конечно, сыграло свою роль, но если сравнивать их с Европой, то например, в Австрии за отсутствие полиса предусмотрен штраф от 600 до 1500 евро, кроме того, невозможно зарегистрировать автомобиль и управлять им без наличия полиса ОСАГО. А в некоторых странах существует даже норма уголовной ответственности за отсутствие полиса ОСАГО

Стоит отметить, что сегодня ОСАГО - это вид страхования, который имеет большое значение для национальной безопасности. Тысячи людей ежегодно погибают под колесами автомобилей, десятки тысяч получают травмы, пострадавшие нередко теряют трудоспособность на длительное время, в результате страдают семьи, дети. Поэтому я думаю, что надо пересмотреть сегодня в целом отношение к данному виду страхования, и не рассматривать его только с точки зрения внутренних проблем МТСБУ. Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств - это общая проблема общества, государственных институтов власти и страховых компаний.

Имеют ли право присутствовать на заседании моторного бюро представители различных объединений, органов власти, страховых компаний, которые не являются членами МТСБУ?

Ответ на этот вопрос Вы найдете в видеоинтервью


Тимур Бекбулатов: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.