Менять правила игры и чистить рынок нам придется в экстремальных условиях кризиса
21.09.09
О том, какие меры небанковский регулятор будет предпринимать в отношении проблемных участников финансовых рынков корреспонденту рассказала директор департамента временного администрирования финансово-кредитных учреждений Госфинуслуг Галина Третьякова.
В настоящее время — 25 финучреждений: 15 кредитных союзов, в том числе и очень крупные, две страховые и три финансовые компании. Остальные — негосударственные пенсионные фонды и администраторы НПФ. Наибольшее
количество проблем сосредоточено в секторе кредитных союзов. Кредитные учреждения, находящиеся на попечении департамента, по размеру активов составляют около 25–30% от общего объема активов всего рынка. Во избежание ухудшения ситуации в этих КС и возникновения паники я бы не хотела их называть.
Главная причина коллапса ликвидности на этом рынке — снижение платежеспособности населения. Уровень невозвратов по кредитам у ряда КС (в частности, находящихся под нашим надзором), сегодня достигает 90–95%. Естественно, они не могут выполнить обязательства перед вкладчиками. Еще одна очень важная проблема — нарушение принципов корпоративного управления во многих КС. Безусловно, есть и союзы, которые «специализировались» на мошеннических операциях.
В ближайшее время количество страховых компаний, находящихся под наблюдением нашего департамента, увеличится. В течение двух недель отдел оценки платежеспособности Госфинуслуг проведет анализ отчетности всех СК, имеющих лицензию на проведение обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, а также страховщиков, в чьих портфелях более 50% составляет автострахование (каско). То есть на этом этапе регулятор намерен изучить состояние дел в компаниях с большими активами и высоким уровнем рисковости операций. Мы проанализируем их портфели и механизмы формирования резервов: кто из них выполняет требование о 25%-ном превышении фактического запаса платежеспособности над нормативным, насколько качественно они формируют резерв колебаний убыточности и т.д. В результате мы сможем определить, сколько из этих СК являются потенциальными поднадзорными нашего департамента.
Кроме того, мы продолжаем отлаживать бизнес-процедуры и процессы оценки платежеспособности компаний. Многие страховщики сейчас просто «рисуют» нам балансы, раздувая показатели активов за счет ценных бумаг, которые учитываются по завышенной стоимости, и т.д. Нам приходится привлекать сертифицированных аудиторов и доказывать, что СК нас обманывают. Но если оценить сейчас активы СК с точки зрения их реальной стоимости, а пассивы — с точки зрения реального формирования всех видов резервов, я думаю, мы обнаружим очень много неприятностей в этом секторе.
В семи кредитных союзах в ближайшее время должны быть реализованы планы финансового оздоровления. В основном они носят длительный характер — 1,5–2 года. Ожидать, что ситуация в кредитных союзах выправится быстро, не приходится. Еще для части кредитных учреждений мы будем применять право регулятора требовать созыва внеочередного собрания. В ряд союзов уже пришли новые команды профессиональных менеджеров, и мы наблюдаем, смогут ли они справиться с ситуацией. В будущем мы также будем при необходимости реализовывать право Госфинуслуг на введение временных администраций, отстранение топ-менеджмента, аннулирование лицензий и т.д.
Финансовое оздоровление — это часть процедуры неплатежеспособности. Начиная этот процесс, мы констатируем, что компании не отвечают требованиям законодательства по ликвидности и платежеспособности. И не сегодня-завтра это может привести к тому, что финучреждение будет не в состоянии выполнить обязательства перед клиентами. Департамент утверждает планы финансового оздоровления только при условии, что нам понятен срок, в течение которого кредитное учреждение может достичь установленных законодательством показателей. Мы внедряем систему индивидуального надзора за каждым КС, переводим их на ежемесячную отчетность, проверяем соблюдение коэффициентов платежеспособности, графика погашения задолженности и т.д.
Если для финансового института утверждается длительный план (на 1,5–2 года), но при этом на протяжении двух-трех месяцев он показывает, что не в состоянии выполнить предусмотренные нормативы, мы будем поднимать вопрос о его ликвидации в связи с неплатежеспособностью.
У нас не было для этого времени. Департамент временного администрирования работает менее двух месяцев. А для введения администраций необходимо внимательно присмотреться к тому, что происходит в том или ином финансовом учреждении.
Две недели назад наш департамент подготовил предложение о введении временного администратора в один кредитный союз. Надеюсь, оно будет утверждено комиссией на этой неделе. Еще один КС рассматривается как потенциальный претендент на введение временной администрации. Кандидатов на введение временной администрации сейчас в среднем 8–10% от каждого типа финучреждений. Увы, компании, которые попадают к нам в департамент, в 70–80% случаев — уже кандидаты на ликвидацию. Другое дело, что мы стараемся не решать проблему радикальными методами, пытаемся их оздоровить. На самом деле это очень сложно. По сути, когда мы включаем механизм финансового оздоровления более чем на полгода, это констатация того, что финучреждение не справляется со своими обязательствами. В Европе его давно бы ликвидировали. Но из-за того, что наши финучреждения некапитализированы и слабы, мы даем шанс постепенно выйти из кризиса. Хотя, возможно, было бы разумнее избавляться от них хирургическим путем.
Дальнейшее ухудшение платежеспособности населения, а также нестабильность на валютном рынке может спровоцировать новую волну проблем у кредитных союзов. Хотя КС не выдавали валютных кредитов, но многие из них использовали валютные оговорки, привязывая размер платежей по займам и ставки по депозитам к курсу СКВ. На страховом рынке немного другие проблемы. Акционеры многих компаний, наращивавших портфели за счет демпинга, рассчитывали, что найдется инвестор, который купит компанию и перекроет убытки. Но сейчас инвесторов не интересуют ни пустые лицензии, ни убыточные портфели. В результате такие компании начинают лопаться. Можно сказать, что эти СК являлись «запланированными» банкротами, по сути, финансовыми пирамидами.
Конечно, Госфинуслуг должен был еще в спокойные, докризисные времена инициировать изменения нормативных документов, чтобы контролировать такие недобросовестные СК. К сожалению, это не было сделано. Менять правила игры и чистить рынок нам придется в экстремальных условиях кризиса.