"Молоток, которым нельзя забивать гвозди" - российское ОСАГО
22.08.13
ВСС и «Синие ведерки» приступили к обсуждению пилотного проекта «ОСАГО-2». Результатом они видят проект поправок к законодательству, выводящий этот вид страхования «на совершенно другую плоскость взаимоотношений с потребителями».
ВСС и ряд объединений автовладельцев путем прогрессивных изменений в системе ОСАГО надеются добиться любви граждан к обязательной «автогражданке».
«Синие ведерки» – общественное движение, основной целью которого сначала была борьба с незаконным использованием «мигалок» (проблесковых маячков) высокопоставленными представителями власти. Протест
выражается флеш-мобовым использованием детского синего ведерка, наклеенного скотчем на крышу автомобиля, в качестве имитатора «мигалки». Кроме того, общество фиксирует нарушения правил дорожного движения водителями машин со спецсигналами и информирует об этих нарушениях граждан, размещая фотографии и видео в «Живом Журнале».
Как заявил вчера журналистам президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, цель проекта «ОСАГО-2» – привлечь представителей потребителей к совершенствованию ОСАГО, которое сейчас не устраивает многих граждан. Причем не устраивают их не столько тарифы, сколько качество получаемой услуги, полагает Игорь Юргенс.
Петр Шкуматов полагает, что не существует какой-то единой причины – источника всех зол в ОСАГО. Например, учет износа автомобиля при расчете возмещения по ОСАГО, который многие участники страхового рынка считают основной причиной недовольства потребителей, не является столь уж важным. «Пройдя определенные судебные инстанции потребитель все равно получит то, что ему причитается», – говорит Петр Шкуматов.
По его мнению, скорее, проблема состоит в том, что в ОСАГО очень высокие издержки. Причем это не только завышенное комиссионное вознаграждение агентов, но и, например, наценки автосервисов на услуги по ремонту. «Условно говоря, страховщик платит потерпевшему 10 тыс. р., а за ремонт с гражданина берут 20 тыс. р. Однако в действительности ремонт стоит 10 тыс. р., а еще 10 тыс. р. сервис берет сверху», – поясняет Петр Шкуматов свою мысль.
Петр Шкуматов полагает, что подобные расходы можно было бы оптимизировать. В частности, в этом может помочь переход на натуральную форму возмещения по ОСАГО (такую поправку предполагается внести в закон об ОСАГО и законопроектом Минфина, который сейчас готовится ко II чтению в Госдуме).
Однако вносить резкие изменения в систему ОСАГО, по мнению Петра Шкуматова, не стоит. «За десять лет работы ОСАГО стало общероссийским механизмом, а такую махину нужно менять постепенно», – говорит он.
На вопрос о том, готовы ли автовладельцы платить больше за «идеальное ОСАГО», Петр Шкуматов ответил, что оптимальным вариантом для автовладельцев была бы возможность выбора между приобретением дешевого «усеченного» продукта и более дорогой полной защитой. «Думаю, каждый пятый сейчас покупает полис ДОСАГО. При этом действующая модель ОСАГО не предлагает людям никаких альтернатив, а им нужен выбор», – говорит Петр Шкуматов.
«Сейчас, когда я плачу за ОСАГО, я не понимаю, за что я плачу, и думаю, многие этого не понимают. А показать человеку, за что именно он платит – важный психологический фактор», – добавляет он.
За время работы ОСАГО с выплатами столкнулся, наверное, каждый второй автолюбитель, полагает Петр Шкуматов. Сейчас у многих людей аллергия на ОСАГО, и вылечить граждан от нее можно только путем изменения всей системы.
«Молоток, которым нельзя забивать гвозди – это проблема. А ОСАГО сейчас по сути и есть такой молоток», – заявил Петр Шкуматов.