Страховое мошенничество стало еще одним бичом страховых компаний, которые, кстати, по большей части сами виноваты в том, какого уровня достиг разгул аферистов. Причем, за «нечистое» дело все чаще берутся дилетанты, штурмуя компании толпами. Шутка ли, ежемесячно число случаев, когда клиенты незаконно пытаются получить выплаты, на протяжении января - мая увеличивалось на 10 - 15%.
Благодатную почву для мошенничества страховщики подготовили еще давно, стараясь «нахапать» как можно больше денег. Тогда не гнушались и
страхованием уже поврежденного имущества, и сговорами с клиентами, и просто халатным отношением к своей работе. Теперь же взошел урожай: страхователи просто-напросто зарабатывают за счет компаний, всеми возможными способами пытаясь заткнуть «дыры» в своих семейных бюджетах и не лишиться кредитного имущества. Это приводит к тому, что страховщикам приходится месяцами расследовать подозрительные страховые случаи, давая в свою очередь поводы затянуть выплаты, нагнетая и без того тяжелую обстановку взаимоотношений со страхователями.
Поэтому бороться с мошенниками будет крайне тяжело, особенно сейчас. От единственного блага, которое было у страховщиков в руках еще год назад, от Бюро страховых историй, участники рынка отказались добровольно, просто-напросто проигнорировав его и не пожелав делиться информацией с коллегами. Увы, но без такой структуры, или хотя бы системы обмена данными о подозрительных полисах и случаях, шансов выявить аферистов гораздо меньше.
Конечно, сейчас компании зашевелились, к примеру, не так давно получив доступ к базе данных ГАИ о ДТП. Но в борьбе с мошенничеством этот ресурс поможет косвенно, рынку необходима централизованная база. В итоге гораздо разумнее и целесообразнее, чтобы в эту проблему вмешалась Госфинуслуг, обязав своих подопечных самостоятельно формировать такую базу данных о страхователях, чтобы со временем, накопив критическую массу информации, снять проблему аферизма. Правда, зная малоподвижность комиссии, таких радикальных поступков от нее стоит ждать вряд ли.
Кроме того, поправки требуются и к законодательным актам, которые без участия регулятора не внести. Еще раньше страховые компании неоднократно предлагали внести изменения в Административный и Уголовный кодексы, предусмотрев в них ответственность за попытку страхового мошенничества. Но ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки, раздувшись сейчас до масштаба эпидемии. И удастся ли излечиться от нее – пока что вопрос риторический.