Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Кто борется с врагами, почти никогда не достигает своей цели"
Страхование

 


Интервью

«Надзор – это высокая цель и большое искусство»
21.07.09

Интервью с председателем Госфинуслуг Виктором Сусловым

В структуре Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг в самое ближайшее время ожидаются коренные изменения. Заканчиваются назначения работников аппарата, перевод сотрудников по подразделениям, что, в свою очередь, потребует перераспределения обязанностей. С помощью двух объявленных конкурсов на замещение вакантных должностей придут новые квалифицированные специалисты.

Как высказался Виктор Суслов, председатель Госфинуслуг, «я считаю, что это будет совсем другая
материалы в тему:
комиссия. Ждем положительного результата»
.

- Виктор Иванович, Вы проводите серьезные реформы в очень непростое для участников финансовых рынков и их клиентов время. Какова их цель?

- Я хотел бы объяснить смысл этих изменений, тем более, что речь идет не только о комиссии. По сути, страна получит новый регулятор небанковского финансового сектора, поскольку перестроены сами принципы его работы.

Я действительно считаю надзор искусством, и, чтобы объяснить этот тезис, начну издалека. Как и в сфере «чистого искусства», в политике решения, порой, зависят от большого количества факторов. И когда говорят, что в одной стране определенные действия дали позитивный эффект, а в другой не работают и сопряжены с кризисом, это происходит потому, что ситуация развивается в разных общественных условиях. То, что дает результат в развитой стране, скажем, в Украине, будет неэффективно, а иногда даже вредно. В этом плане регулирование работы финансовых учреждений становится искусством, ибо нужно очень четко понимать значение разных принципов регулирования, правильно их соотносить с реальной экономической и политической ситуацией и даже учитывать, какие политические силы у власти, что доминирует в общественном мнении, каковы особенности национального менталитета…

Скажем, в Украине из-за низкого уровня образованности и устоявшихся в сознании пережитков советской системы, особенно у пожилых людей, совершенно неправильно понимается, что такое надзор и за что может отвечать государство. Например, в развитой стране, где случаются наводнения, люди добровольно страхуют свое имущество, понимая, что за небольшой платеж получат серьезную выплату от страховой компании в случае страхового события. Аналогично собственника шахты там обяжут застраховать свою ответственность, жизнь рабочих, распределив риски так, чтобы убытки возмещала страховая компания. В Украине, по-прежнему, «работает» постсоветское сознание: люди добровольно не страхуют свои дома от стихийных бедствий, скажем, в Закарпатье, а надеются на защиту государства, которое по закону, конституции не несет за это ответственности. Но, тем не менее, когда что-либо происходит, правительство за счет своего фонда финансирования чрезвычайных ситуаций осуществляет государственное страхование, как при социализме. Если вспомнить, в Украине, еще со времен крестьянской общины, бытует принцип «сбрасываться»: «с миру по нитке – голому рубашка» или «всем миром отстроим дом погорельцу». Потому у нас и не развиваются многие виды финансовых услуг, что в сознании огромного количества людей сложился менталитет, ведущий начало еще от докапиталистических отношений и укрепленный социалистической системой и патернализмом государства.

А ведь, распоряжаясь своими деньгами и вкладывая их в те или иные учреждения, человек вступает в правоотношения не с государством, а с коммерческими, частными организациями. А когда теряет, потому что вложил неудачно, не застраховал возможные риски и не использовал другие механизмы, – приходит блокировать Кабмин, Нацбанк, Комиссию.

Нас сейчас активно блокируют вкладчики кредитных союзов, в основном, пенсионеры или малообеспеченные люди, которые требуют вернуть им деньги. Они не всегда понимают, что более высокие проценты сопряжены с большими рисками и высокой вероятностью эти деньги утратить. А ведь кредитные союзы – самоуправляемые, кооперативные организации, которые делают паевые взносы, размещают на депозит деньги, за счет которых члены кредитного союза кредитуют друг друга, а также утверждают и нанимают органы управления и контроля. И ни государственный регулятор, ни государство в целом не несут ответственности за иногда неправомерные действия, неудачно размещенные активы.

Приведу еще один пример: не думая о рисках, люди покупали квартиры, что было правильно лишь в период роста цен на недвижимость. А когда аналитики твердили, что жилье в Киеве намного дороже, чем в европейских столицах, – это был сигнал к тому, что скоро они начнут падать. Кто самостоятельно управляет активами, должен понимать, что надежнее вкладывать в менее рисковые инструменты, например, золото, которое, практически, не обесценивается.

Должно ли государство возмещать потери? Должно ли оно компенсировать утраченные средства в банках, кредитных союзах? Только если такая гарантия установлена законом: например, 100 процентов вкладов в Сберегательном банке гарантированы государством по закону или законом же гарантированы выплаты до 150 тысяч гривен за счет фонда гарантирования вкладов физических лиц в случае банкротства коммерческого банка. В остальных случаях юридически бесполезно давить на государство, правительство, финансовые регуляторы.

Наша задача – помочь и в рамках законодательства проконтролировать, чтобы финансовая организация была создана правильно, выполнялись определенные нормативы, формировались резервы, обеспечивалась платежеспособность, сдавалась отчетность. У нас есть свои полномочия по контролю, но нет полномочий и обязательств покрывать все недостатки, связанные с управлением такими организациями.

- Мировая пресса много пишет о том, что надзор за финансовыми учреждениями, даже в самых развитых странах, оказался неэффективен, поскольку не смог предвидеть кризис и предотвратить его. А с какими проблемами сталкивается сегодня Украина?

- Весь мир должен стремиться к эффективному надзору. Даже в США заговорили о планах президента Обамы по реформированию финансового регулирования и его усилении, необходимости создании единого регулятора финансовых рынков, которого там не было, в целом, «ограничении» капитализма и капиталистов. Западная пресса активно разоблачает коррупционный менеджмент, злоупотребления в рейтинговых агентствах, таким же образом, как ранее разгорались громкие скандалы вокруг аудиторских фирм, крупнейшей из них – Артур Андерсен, которая обанкротилась ввиду допущенных аудиторами нарушений.

В Украине отчетность каждого финансового учреждения также утверждает аудитор, высокооплачиваемый специалист. Она часто может быть недостоверной, потому что в глубоко коррумпированной стране аудит тоже бывает коррумпированный: декларируются несуществующие активы, неправильно используемые деньги вкладчиков подтверждаются, как правильные. Коррумпированные актуарии утверждают сильно заниженные тарифы, чтобы повысить конкурентоспособность на рынке страховой компании, продающей полисы по демпинговым ценам. И компания оказывается не в состоянии сформировать резервы, чтобы впоследствии выплачивать деньги гражданам.

Но проблемы кроются не только в недостатках работы отдельных учреждений. Международные эксперты на основании опубликованного исследования назвали Украину самой коррумпированной страной в мире. Вывод один: без изменения системы очень специфических отношений ничего нельзя изменить. И поэтому искусство надзора, финансового и любого другого, в нашей стране должно быть высокого уровня: если хочешь добиться успеха, должен проводить мероприятия, на чей-то взгляд, неклассические, неправильные, не соответствующие каким-то стандартам, но дающие эффект.

Поэтому когда мы говорим о необходимости побороться с финансовым кризисом в небанковском секторе, нам нужен инструмент. Наша комиссия – ничто иное, как такой инструмент.

- Расскажите, пожалуйста, как создавался в Украине регулятор небанковского рынка, обеспечивалось качество регулирования и какие изменения произошли сейчас в структуре надзорного органа?

- Я могу судить, какой была и есть комиссия, потому что с конца 2002 года был назначен председателем на тот момент несуществующего регулятора, и передо мной поставили задачу очень быстро его создать. В то время Украину внесли в черный список FATF, в том числе, из-за отсутствия регулирования и надзора за небанковским финансовым сектором. Необходимо было наладить надзор, прежде всего, с точки зрения борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и выводом капитала за границу. Вопрос был в сроках, потому что нахождение в черном списке FATF ударяло по престижу и международным экономическим отношениям страны.

Комиссия создавалась по простому отраслевому принципу на основе модифицированного департамента страхования, принятого из Минфина. Сформировали и другие отраслевые департаменты по важнейшим направлениям небанковского финансового сектора. В 2003 был принят закон об НПО, и хотя негосударственные пенсионные фонды еще не были созданы, отдельное подразделение занялось этой важнейшей социальной и инвестиционной проблемой, поскольку пенсионные фонды во всем мире являются основными институциональными инвесторами.

За кредитными союзами – кооперативными неприбыльными организациями на государственном уровне надзор не осуществлялся, были злоупотребления, поэтому этот сегмент рынка также взяли под контроль и наладили за ним надзор.

По отраслевому принципу был создан и департамент надзора за финансовыми компаниями: в частности, за финансированием строительства, которым занимались финучреждения, и за ломбардами, ведущими свое начало еще со времен ростовщичества. Департамент также лицензировал и надзирал за такими видами услуг, как финансовый лизинг, факторинг и др., которые востребовались пока в ограниченном объеме, но были значимы в развитых странах.

Отраслевой принцип предполагал и узкую специализацию сотрудников, поскольку, кроме страхования, по большинству направлений на государственной службе вообще не было специалистов по надзору, и их нужно было готовить.

Мы столкнулись с еще одной особенностью украинского законодательства – стремлением экономить на оплате госслужащих, что привело страну к колоссальным, миллиардным убыткам. Регулированием и надзором за работой высокооплачиваемых специалистов финансового рынка в комиссии по мнению руководства государства должны были заниматься низкооплачиваемые патриоты, готовые работать за идею. Но поскольку после распада Советского Союза и в нашей стране эта коммунистическая идеология патриотизма и самопожертвования уже не работала, в органе регулирования можно было удерживать и приглашать на работу лишь специалистов, желающих получить определенную квалификацию, которые впоследствии уходили на коммерческую зарплату. Все эти годы комиссия работала, в основном, как кузница кадров, привлекая лучших выпускников вузов, готовя специалистов, которых забирал рынок.

Понятно, что такой принцип построения финансового регулятора не мог обеспечить высокое качество регулирования. Не случайно, во всех развитых странах, кроме бюджетного финансирования, госрегуляторы получают либо дополнительные платежи от рынка за надзор, так называемые платежи надзора, позволяющие им обеспечивать уровень зарплат специалистов не ниже, чем на финансовых рынках. Либо, как в большинстве стран, вообще не расходуются бюджетные деньги, а только за счет платежей надзора выплачиваются достаточно высокие зарплаты специалистам.

Кадровый вопрос – центральный для регулирования финансового сектора – в Украине решен только в отношении служащих Нацбанка, которые на госслужбе получают в год зарплат и премий, в среднем, больше, чем сотрудники коммерческой банковской системы. Поэтому там более стабильный состав и выше уровень работников.

В Госфинуслуг, как обычном государственном учреждении, такая кадровая политика неизбежно приводит к тому, что лучшие работники постоянно уходят, а возможность приглашать сильных специалистов и талантливых выпускников отсутствует. И неизбежно увеличивается количество работников более низкого уровня квалификации, не обладающих ни солидным образованием, ни творческим мышлением, ни инициативностью и сильными волевыми качествами, необходимыми для работы в надзоре. Как государственные служащие они защищены законом, и нельзя уволить человека за то, что он неинициативен или не может отстоять свою точку зрения. В результате происходит «зашлаковывание» государственной службы среднего или ниже среднего уровня, и нет смысла сегодня критиковать тот состав комиссии, который сложился через несколько лет после ее создания, когда ушли многие лучшие работники.

Как реализовывать то искусство надзора, которое предполагает широкий кругозор, умение анализировать экономические показатели, статистику, знание международных стандартов, иностранных языков, способность постоянно учиться и изучать материалы международных организаций, например, требования Базельского комитета или Международной организации органов надзора за страховой деятельностью, разбираться в Директивах ЕС? Все это требует очень высокой квалификации, которая имеет совершенно другую цену.

Поэтому со временем квалификация аппарата значительно понизилась. Энтузиастов динамичного склада, стремящихся создавать и предлагать новое, в Комиссии было много в 2003 и почти не осталось в 2009.

Кроме того, в работе прежней структуры выявились очень серьезные недостатки. Поскольку работали отраслевые департаменты, руководители которых назначаются Кабмином и по закону обладают чрезвычайно широкими полномочиями по надзору в своем секторе, первым следствием стала индивидуализация подходов. То есть по одним и тем же вопросам подходы к надзору за страховыми компаниями, кредитными союзами, пенсионными фондами, другими организациями часто никак не унифицировались, мешая проведению единой политики по отношению к финансовому сектору.

Директора департаментов, отвечающие за отдельные направления, со временем причислили себя как бы к хозяевам рынков. В глубоко коррумпированной стране особенно опасно, когда один человек не допускает объективного контроля за определенными структурами. При этом, как я многократно убеждался, реальная информация о состоянии тех или иных учреждений становилась недоступной даже председателю комиссии, или для того, чтобы ее получить, приходилось идти на чрезвычайные меры.

Неудачная схема организации комиссии очень ярко проявилась после моего возвращения в марте с.г в конфликте с членом комиссии - директором департамента по надзору за страховыми компаниями, который, во-первых, отказался предоставлять мне информацию, во-вторых, не позволил проверить правильность ведения документации департамента и обратился к премьер-министру с утверждением, что он не обязан выполнять поручения председателя комиссии.

Одним из недостатков прежней структуры явилось и то, что по закону полномочия директоров департаментов оказались выше, чем заместителей председателя комиссии, которые в той структуре, фактически, могли выполнять лишь вспомогательные, а не контрольные и другие функции, необходимые для эффективной работы такого органа, как финансовый регулятор.

Отдельные недостатки существовали и в законе о финансовых услугах, но ярко они проявились в самой организационной структуре комиссии. По этим причинам я должен был принять решение о переходе от отраслевой структуры управления и надзора к структуре функциональной или, точнее, – матричной.

Этот вопрос детально обсуждался на уровне руководства Кабмина, и в целях реализации антикоррупционной политики, повышения эффективности надзора мне было поручено подготовить, и Кабмин утвердил новую структуру комиссии.

- Как эта структура будет работать?

- В соответствие с такой структурой, финансовое учреждение попадает под надзор не одного, а нескольких департаментов. Создан единый инспекционный департамент для выездных проверок всех учреждений, контроля за соблюдением ими законодательства, проверки документации, бухгалтерской отчетности и т.д.

Департамент регистрации, лицензирования и разрешительных процедур будет готовить претендентов к работе на финансовых рынках, регистрировать учреждения, принимать решения о выдаче им лицензий, проверять правила страхования, другие документы, предъявлять необходимые требования к персоналу и руководителям компаний.

Главная задача департамента пруденциального надзора – безвыездные проверки на основании финансовой отчетности компаний, контроль за выполнением нормативов платежеспособности, наличием и качеством размещения резервов, выполнением требований по формированию активов и т.д. Задача такого надзора – по развитию и динамике финансовых показателей выявить и предупредить проблемы у такого учреждения.

Таким образом, мы получаем схему, по которой, как минимум, три основных надзорных департамента, возглавляемые независимыми друг от друга членами комиссии – директорами департаментов, осуществляют надзор за одним и тем же финучреждением, а решения каждого из директоров, например, о применении санкций, подлежат проверке и утверждению еще и юридической службы. Такая система укрепляет и усиливает надзор и резко сокращает возможности коррупционных проявлений, поскольку подразделения контролируют друг друга. Например, если лицензионный департамент неправильно выдаст лицензии, то инспекция установит это при первой же проверке. Если она сама не применит санкции за невыполнение нормативов, то департамент пруденциального надзора, анализируя отчетность, установит этот факт и т.д.

Критикам такой схемы построения работы непонятно, кто же будет решать вопросы по конкретному направлению, когда они возникнут. Соответственно повысится роль заместителей председателя, потому что вся информация от директоров департаментов будет поступать к курирующему заместителю, который теперь имеет полномочия контролировать работу соответствующих подразделений и в целом определенного рынка.

Полномочия контроля за страховым рынком возложены на первого заместителя председателя Сергея Кореня, другие заместители координируют работу: рынка НПО – Евгений Григоренко, кредитных союзов – Сергей Михайленко, финансовых компаний в области финансирования строительства – Валентина Левченко. Методологический, а ныне Департамент стандартов регулирования и надзора за финансовыми учреждениями курирует другой первый зам – Андрей Литвин. Он же отвечает за подготовку нормативных актов и проектов законов, а в целом вопросы надзора курирует Сергей Корень.

Такое разделение обязанностей исключает возможность построения каких-либо целостных коррупционных схем и злоупотреблений. Так, «разбирая скелеты в шкафу» уволенного директора департамента страхового надзора, мы выявили много компаний, которые по своим показателям уже давно не должны были работать на рынке. На последних заседаниях комиссии до двух десятков таких компаний были выведены из реестра и лишены всех лицензий.

- Но где же здесь проявляется искусство надзора?

- До определенного момента модель надзора, которая работала в Украине еще со времен Укрстрахнадзора, называлась надзором за строгим соблюдением финансовыми учреждениями правил, определенных норм закона. Такая простая форма надзора, действительно, не является искусством. Когда проводятся простые бюрократические процедуры, например, проверялась правильность заполнения бланков и обнаруживались какие-либо недостатки (конечно, важно, чтобы их не было), надзор не отвечает на основной вопрос: а насколько рисковую политику ведет финансовое учреждение? Возникает ли опасность утраты средств населения и т.д.?

Одновременно с реорганизацией Комиссии мы пытаемся перейти на признанную и доминирующую в разных странах модель надзора на основе оценки рисков, что потребует очень серьезной перестройки работы комиссии. И пруденциальный надзор, наконец-то, станет главной формой надзора. Но чтобы к этому прийти, нужно поменять программное обеспечение, изменить периодичность получения отчетности. И как приоритет мы поставили задачу, в первую очередь, перейти на международные стандарты учета и отчетности в небанковском финансовом секторе. Сейчас создается рабочая группа из представителей ведущих мировых консалтинговых фирм, международных проектов, лучших наших специалистов по бухгалтерскому учету, аудиту, отчетности. Мы поставили задачу в следующем году вместе с Минфином внедрить в небанковском финансовом секторе международные стандарты учета и отчетности, без которых невозможно осуществлять пруденциальный надзор: отчетность должна быть прозрачной, особенно с части правильных подходов к определению качества активов, резервов, платежеспособности компаний. Но мы понимаем, куда двигаться, и, соответственно, такие подразделения у нас уже созданы.

На должность заместителя председателя комиссии назначен Юрий Прозоров, специалист в вопросах пруденциального надзора, который имеет опыт работы на высоких должностях в Нацбанке и коммерческих структурах, учился за рубежом, хорошо знает английский и сможет эффективно руководить проектами международной технической помощи.

Мы тщательно подбираем специалистов, которые бы возглавили отделы стандартов бухгалтерского учета и отчетности, стандартов пруденциального надзора и могут реализовывать далеко идущие планы.

- И все-таки, доводилось слышать немало критических высказываний в адрес этих преобразований…

- К сожалению, не все понимают их смысл. Эти мероприятия чрезвычайно важны еще и потому, что в условиях кризиса колоссальная нагрузка легла на департаменты страхового надзора и кредитных учреждений. Поступили тысячи жалоб граждан. А, скажем, в департаменте надзора за НПФ объема работ намного меньше, потому что в условиях кризиса система НПО не развивается: рынок собрал всего 600 млн. грн., как один крупный кредитный союз или меньше, чем одна большая страховая компания за год. Загрузка должна быть более равномерной, чтобы комиссия, в принципе, выполняла свои задачи. Это также было одной из причин реструктуризации.

В ответ на кризис мы создали специальный департамент временного администрирования финансово-кредитных учреждений, который возглавила известный на рынке специалист Галина Третьякова, перевели в него наиболее опытных работников. Следует понимать, что с финучреждениями, которые передадут в департамент, директор и его сотрудники будут работать индивидуально, решая вопрос о введении временных администраторов. Первые шаги в этом направлении сделаны: утверждены программы, ведется подготовка, состоялся первый выпуск специалистов, обучавшихся по программе подготовки временных администраторов. Как правило, на такие должности претендуют опытные работники, в прошлом руководители компаний и даже ряд руководителей действующих страховщиков изъявили желание учиться и получить сертификаты.

Уже подготовлены изменения в законодательство, чтобы четче регулировать их права и обязанности. К сожалению, выяснилось, что наше решение о введении временной администрации не имеет силы исполнительного документа, поскольку соответствующая норма не внесена в закон «Про виконавче впровадження», поэтому могут возникнуть сложности, когда временную администрацию будут вводить в принудительном порядке.

Уже известно и объявлено, что государство не будет участвовать в рекапитализации предприятий небанковского финансового сектора. Поэтому вопросы восстановления платежеспособности и наращивания капитала можно решить только с акционерами. Комиссия окажет содействие в разработке соответствующих планов, в которые следует включить разные возможности – от реализации ликвидных активов, имеющихся у проблемного финансового учреждения, до привлечения внешних инвесторов или других источников. Такая системная работа с проблемными учреждениями, по нашему мнению, позволит не допустить банкротства и выполнить обязательства перед вкладчиками, держателями полисов, что чрезвычайно важно.

Скажу, что мировая практика различает регулярный либо текущий надзор за финансовыми учреждениями и работу с проблемными финансовыми структурами. Разделив эти функции, мы тем самым резко усилим надзор, и, я добавлю, без увеличения численности комиссии. Благодаря этим изменениям, а сейчас сложная бюджетная ситуация, и у правительства нет возможности дать нам ни одной дополнительной единицы, мы осуществляем важные, очень серьезные изменения в рамках прежней численности и прежних объемов финансирования.

Цель нашей реорганизации – страна должна получить новый, современный эффективный регулятор небанковского финансового сектора.

- В связи с этим хочется задать уже ставший «популярным» вопрос, а когда в Украине может быть завершено создание единого регулятора финансовых рынков?

- Я думаю, это наша еще одна, более отдаленная, стратегическая цель, о которой я неоднократно публично говорил. Поскольку в каждом подразделении комиссии работники будут заниматься широким кругом финансовых учреждений, должен возрасти уровень их квалификации и универсализации. Много внимания будет уделяться подготовке и обучению кадров. Поэтому присоединение банковского надзора и создание единого мегарегулятора в Украине произойдет неизбежно. В ходе кризиса, практически, весь мир признал, что именно эта модель должна использоваться для эффективного регулирования финансовых рынков.

Нацбанк утверждает, и это действительно так, что по закону он регулирует только деятельность банков, и отказывается от любых форм поддержки кредитных союзов, в которых точно такие же, как в коммерческих банках, только более бедные вкладчики. Как воспринимать последнее заявление Нацбанка о том, что он будет кредитовать фонд гарантирования вкладов физических лиц, чтобы компенсировать возможные потери депозитов вкладчиками банков и ничего при этом не обещает вкладчикам кредитных союзов. Хотя мы неоднократно обращались с предложениями создать систему финансирования кредитных союзов, чтобы поддержать их возможности осуществлять выплаты своим вкладчикам. Нацбанк отказывается, потому что это не его сфера. При этом нарушаются все принципы конкуренции, и государство в лице Нацбанка, по сути, проводит дискриминационную политику по отношению к другому сектору финансового рынка.

Не была поддержана и наша просьба о создании фонда гарантирования страховых выплат, который собирались сформировать за счет средств отнюдь не Нацбанка, а самих страховых компаний, в том числе, замороженных в банках со временной администрацией. Мы собрали данные по всем страховым компаниям, имеющим просроченные депозиты, и увидели в этом списке значительное количество банков, в которых не вводилась временная администрация. Тем не менее, они не отдают страховщикам депозиты, большей частью – их резервы, предназначенные для страховых выплат.

Нацбанк проводит узкоэгоистическую политику в своем сегменте и в дискуссии с нами заявляет: мы должны заботиться о наших банках, а не о ваших страховых компаниях. Такое разделение на «наших» и «ваших», отсутствие единой государственной политики в финансовом секторе – крупнейший политический вопрос. Он уже поставлен публично, и ответ должны дать Верховна Рада, президент и правительство Украины. Раз нет единой политики, не защищаются интересы граждан в других секторах, значит, необходим единый центр политики, единый регулятор, который будет определять финансовую политику в целом. В связи с этим, проведенная нами реорганизация, стремление ввести международные стандарты отчетности и стандарты пруденциального надзора, переход от отраслевого к функциональному принципу надзора можно рассматривать и как шаги, направленные, в конечном счете, на построение единого регулятора.

- Мне хотелось бы вернуться к вопросу об искусстве, с точки зрения формирования новой профессиональной и, главное, результативной команды государственного регулятора.

- Я хочу быть понятым и поддержанным еще и потому, что определенное сопротивление реформам, связанное, возможно, с непониманием многих процессов, я наблюдаю и в аппарате комиссии. Понимаю, что люди привыкли взаимодействовать с определенным кругом руководителей финансовых учреждений, выполнять небольшой круг обязанностей. И когда в ходе реформы я попытался «перетасовать» кадры, чтобы разорвать устойчивые связи государственных служащих с бизнесом, чтобы появились новые подразделения контроля и новые люди, не все восприняли это позитивно. Возможно, часть людей, которым такие требования не нравятся, уйдут. Объявлены конкурсы на замещение должностей и, я думаю, мы сможем привлечь хорошие кадры, предварительно оценив, тех, кто подает заявления. Мы достаточно быстро пойдем вперед, если дополнительно привлечем еще 10-20 креативных энтузиастов с современным образованием, которые бы активно двигали соответствующие направления, внедряя лучшие мировые стандарты подходы, обладали знанием иностранных языков.

Если на госслужбе нельзя предложить людям высокие зарплаты, мы можем обеспечить им хорошую творческую обстановку, возможность учиться и самореализовываться. Чтобы даже главный специалист на своей невысокой должности, мог двигать вперед определенные проекты, например, по аграрным рискам или создать нормальную модель развития медицинского страхования, которые войдут в историю и будут иметь значение для всей страны. Свободны интереснейшие направления, например, по созданию схем операций факторинга, которые в развитых странах дают триллионные суммы, а в Украине не развиты, или финансового лизинга, чтобы наша страна получила современное оборудование и обновила производственные фонды.

Сфера небанковских финансовых учреждений и услуг настолько интересна, что по уровню разнообразия и сложности она на самом деле превосходит банковскую сферу. И сегодня моя задача состоит в том, чтобы найти людей, которые проникнутся пониманием этих проблем, возможностями их решать и получат удовольствие от поиска лучших решений, приобретения лучшего мирового опыта. Достигнуть таких результатов – высокая цель и большое искусство.


Наталия Захаревич: Финансово-экономический еженедельник «Україна Бізнес ревю»

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.