Наталья Гудыма: «Рынок страхования жизни работает стабильно»
24.11.09
Рынок страхования жизни подвел итоги финансовой деятельности за 9 месяцев 2009 года. Возможно, не всем компаниям удалось достигнуть поставленных целей, но в целом рынок продолжает демонстрировать стабильность. О тенденциях рынка лайфового страхования за 3 квартал 2009, и о прогнозах на 2010 год порталу Тристар рассказала Наталья Гудыма, Президент Лиги страховых организаций Украины
Приятно отметить, что рынок страхования жизни продолжает демонстрировать стабильность в своем развитии. И это подтверждают итоги 9-ти месяцев. И хотя по сравнению с девятью месяцами 2008 годом за 9 месяцев текущего года общий объем страховых платежей упал приблизительно на 150 млн. грн., у многих компаний наблюдается прирост страховых платежей. Безусловно у компаний, деятельность которых была сконцентрирована на банкашуранс, снижение объемов страховых платежей на 70-80, а то и 90%. Именно это и повлияло на уменьшение объемов в целом по рынку.
Если говорить об активах, уставных капиталах, страховых резервах, инвестиционных доходах страховых компаний, то все эти показатели демонстрируют прирост по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. В цифрах, по сравнению с 9 месяцами 2008 года эти показатели составили:
активы страховых компаний по страхованию жизни, увеличились приблизительно на 300 млн. грн.
Размер уставных капиталов за данный период увеличился на 50 млн. грн.
Объем страховых резервов увеличился на 250 млн. грн.
Доля перестраховщика увеличилась на 57 млн. грн.
При этом увеличение инвестиционного дохода составило 7, 9 млн. Это незначительная сумма, но в условиях кризиса – очень хороший показатель.
В первую очередь, это говорит о том, что рынок страхования жизни по-прежнему работает достаточно стабильно и показывает страхователям, что прирост инвестиционного дохода даже в условиях кризиса присутствует.
С начала 2008 года в Лиге стартовал проект «Открытое страхование» – как основа формирования прозрачного и транспарентного рынка. Предоставлять свою информацию для размещения на сайте ЛСОУ может любая страховая компания, не зависимо от того, является она членом Лиги или нет. Среди лайфовых страховщиков на сегодняшний день в проекте приняли участие 22 страховые компании. Это – основные игроки на рынке, за исключением 2-3 компаний, которые не подают отчетности.
Для того, чтобы видеопоток не "тормозил", нажмите на кнопку "пауза" и дождитесь полной загрузки.
Как правило, страховой рынок, всегда предпочитал банковские депозиты. Так было долгие годы, поскольку рынку страхования жизни необходимо было вести конкурентную борьбу с банковскими учреждениями. В таких условиях на первое место выходил размер инвестиционного дохода, поэтому страховщики очень активно работали с банками. С наступлением кризиса этот актив стал менее доходным, поскольку банки уже не обещают сверхприбыльность, а к некоторым банкам возникло недоверие. Сейчас большинство украинских компаний по страхованию жизни размещают свои средства в государственных ценных бумагах (это распространенная практика во всем мире). Поспособствовало этому и долгожданное принятие изменений в размещении страховых резервов. Через несколько дней после вступления в действие изменений в порядок размещения страховых резервов, компании по страхованию жизни начали приобретать государственные ценные бумаги (порядок размещения позволяет до 80% резервов представить государственными ценными бумагами).
Сложно определить, но, на мой взгляд, в лучшем положении находится все-таки ритейловый сектор (рядовые граждане). В первую очередь это связано с возможностью индивидуального подхода к условиям отдельно взятого договора страхования. И только финансовый консультант в условиях кризиса грамотно и выгодно спланирует вложения.
Корпоративные клиенты во многом зависят от работы предприятия, стратегии акционеров, экономики страны в целом. Считаю, рынок страхования жизни в основном должен быть направлен именно на ритейл, и те компании, которые выбрали такой курс, имеют прирост платежей и продолжают стабильно работать.
В условиях кризиса банковским компаниям пришлось менять стратегию своего развития. Большинство из них сделали акцент на привлечении к работе посредников, поскольку построение собственной агентской сети – долгосрочный и затратный процесс. В таких компаниях считают, что именно страховые брокеры смогут донести клиенту – суть страхования жизни, убедить его в необходимости такой системы финансового накопления и защиты от рисков.
Приятно отметить, что за 10 лет существования в Украине рынка страхования жизни, скандалов с МЛМ – продажами не было. Именно такая система продаж дает толчок для развития отечественного рынка страхования жизни в целом. Подобная практика существует и в других странах, где доля МЛМ-продаж от общего объема составляла 70-80%. Постепенно она сокращалась, поскольку страховщики выстраивали свою агентскую сеть, работу брокеров, мотивируя их уже несколько иначе, чем в МЛМ.
Согласно Закону Украины «О страховании», договорные отношения предусматривают, что обязательства сторон могут быть определены непосредственно в валюте. Менять ли условия договора, заключенного, например, в долларах – право каждого страхователя. И, как правило, страховщики идут на это, поскольку в условиях нестабильности курса, обе стороны заинтересованы в том, чтобы обязательства были определены в национальной валюте – гривне. Что касается действующих обязательств в валюте, то компания по-прежнему имеет возможность на сумму резервов, выраженных в валюте, приобрести валюту, например, на аукционе НБУ, а также использовать в качестве системы защиты перестраховочные программы.
На рынке всегда присутствовала ротация кадров, особенно во время изменения финансовой ситуации. Каждый акционер думает о том, как найти менеджера, который бы не растерялся в кризисной ситуации. И он начинает искать «антикризисного» менеджера, меняет руководство в надежде на то, что именно этот «антикризисный» менеджер выведет компанию на новый уровень. То есть, меняя топ-менеджера, акционеры надеются на изменения в сторону улучшения работы компании. На мой взгляд, это мнение ошибочно. Не факт, что при смене руководства компания резко улучшит свои позиции и пойдет в рост. Ведь новому человеку всегда нужно время, для того чтобы войти в курс дела, адаптироваться, создать свою команду, а все эти факторы очень тормозят рост компании.
Думаю, по итогам 2009 года общий объем собранных премий составит около 1 млрд грн. Считаю, что это очень хороший результат, поскольку рынок не опустился очень низко, а сохранил свои позиции на прежнем уровне.
Что касается прогноза на 2010 год, то многие финансовые аналитики сходятся во мнении, что весной рынок страхования достигнет дна. А после падения всегда наступает рост, который даст возможность выйти рынку из состояния застоя. Однако подчеркну: лайфовый рынок стабилен, и работает эффективно даже в условиях кризиса.