Кризис вынудил лайфовых страховщиков вступить в конкуренцию с рисковыми компаниями. Чтобы нарастить продажи, страховщики жизни отказываются от длинных накопительных программ, предлагая клиентам дешевые рисковые полисы. Кроме того, практически все компании готовы пересматривать условия договоров в пользу клиентов, предоставляя отсрочки при уплате премий, уменьшая страховые суммы и размеры ежегодных взносов. Но, как считают эксперты, даже такие меры в нынешнем году не удержат рынок, а его объем может снизиться на треть.
Поощрять энтузиазм клиентов за счет снижения цен на услуги лайфовые компании не могут. "Накопительные программы, такие как 'золотые наручники', сейчас и так продаются страховщиками по минимальной цене. Накладные расходы компании, заложенные в таких продуктах, не превышают 8-10%",– уверяет Галина Третьякова. Удешевлять программы за счет сокращения опций также нецелесообразно. Подавляющее большинство покрытий, приобретаемых предприятиями, включает всего два риска: смерть по любой причине и дожитие застрахованного до истечения срока договора. Популярность расширенных полисов, предусматривающих риски несчастного случая или инвалидности, среди работодателей гораздо ниже. Да и отказ от таких "изысков" не дает существенной экономии: наибольший удельный вес в структуре платежа по долгосрочным договорам приходится на накопительную составляющую. В результате лайфовые страховщики вынуждены откладывать продвижение длинных накопительных программ до лучших времен. "С начала года мы пересмотрели подход к корпоративному страхованию. Мы отошли от дорогих программ социального обеспечения и разработали узкоспециализированные продукты, направленные на решение конкретных задач предприятий",– рассказывает первый заместитель председателя правления СК "Оранта-Жизнь" Наталья Эннс. Большинство компаний сейчас делает ставку на продажу "коротких" полисов, пытаясь отбить клиентов у классических страховщиков. Ассортимент таких продуктов довольно обширный. Договоры могут включать риск наступления критических заболеваний, инвалидности, смерти по любой причине или классический "несчастный случай", который раньше продавали в основном рисковые СК. Но и их реализация пока что продвигается "со скрипом". Ведь согласно налоговому законодательству платежи по рисковым договорам (на срок менее десяти лет) предприятия должны оплачивать из прибыли. А в нынешних условиях корпоративным клиентам это не выгодно.
Еще одной "фишкой" лайфового рынка в этом году могут стать продукты, альтернативные добровольному медицинскому страхованию. Страховщики жизни работают над созданием накопительных медицинских программ, предусматривающих медицинское сопровождение (включая оплату скорой помощи, пребывание застрахованных в стационаре, оплату операций, реабилитационного периода) на протяжении пяти-десяти лет. А вот с продажами программ инвестиционного страхования, которые СК намеревались вывести на рынок в начале этого года, страховщикам придется повременить. В условиях стагнации и непредсказуемости ситуации на фондовом рынке продукты unit-linked, очевидно, окажутся невостребованными.