Новый Глава Госфинуслуг Василий Волга. Кредитно-страховой чистильщик
07.05.10
Недавно назначенный на пост главы Госфинуслуг Василий Волга - человек на рынке небанковских финансовых услуг хоть и новый, но твердо знающий, как эти рынки должны развиваться. Своими идеями, зачастую революционными, о том, как повысить эффективность финансового регулирования, он поделился с Изданием.
заместитель председателя Сергей Корень и директор департамента лицензирования и разрешительных процедур Ольга Тимощук. Это произошло после того, как мы обсудили вопрос о необходимости ужесточения борьбы с коррупцией в стенах Госфинуслуг. А директор инспекционного департамента Александр Чурсин оставил занимаемую должность задолго до моего назначения. Именно к инспекционному департаменту, который курировал Корень, у Контрольно-ревизионного управления было больше всего претензий. За последние полгода КРУ выявило в департаменте сотни нарушений, связанных с несоблюдением сроков выдачи лицензий, ответов на письма игроков рынка, введением новых правил для страховых компаний.
- Они заняли три освободившихся места. Кроме того, я намерен инициировать прокурорскую проверку в стенах Госфинуслуг. Это нормальная практика - мой предшественник Виктор Суслов посоветовал мне так поступить. Он провел такую проверку полтора года назад, в начале своей второй каденции. В результате Суслов получил абсолютно чистое ведомство, которое было в состоянии выполнять возложенные на него обязательства.
- Мы испытываем трудности с кадрами. Нам не хватает людей, чтобы обеспечить эффективную работу комиссии. По штатному расписанию в Госфинуслуг должны работать 293 человека. Однако сегодня у нас есть 24 вакансии. Ведь заработная плата наших работников ничтожно мала. К примеру, инспектор получает 1500-1700 гривен. При таких зарплатах мы никогда не победим коррупцию и не обеспечим достаточную мотивацию персонала.
- Мы недавно обсуждали этот вопрос с миссией Международного валютного фонда в Украине. Представители фонда, узнав, что на финансирование Госфинуслуг выделяется два с половиной миллиона долларов в год, не сразу в это поверили. Шоком для них было и то, что в комиссии предусмотрены лишь 293 штатные единицы. Для сравнения: в Германии в подобной институции штат только одного департамента может достигать двух тысяч человек, причем их заработные платы сопоставимы со средними окладами на регулируемом рынке. Я считаю, что мы тоже должны к этому прийти.
Нам нужно учесть мировой опыт, и осуществлять финансирование Госфинуслуг частично за счет госбюджета, а частично - за счет платежей регулируемых финучреждений. Как я понял из встреч с представителями кредитных союзов, страховщиками, лизингодателями, все они поддерживают идею о введении платежей за надзор, поскольку заинтересованы в сильном регуляторе.
Сейчас комиссии не хватает денег ни на что. На днях я вынужден был отменить шесть важных для инспекционного департамента командировок, потому что у нас четыре сломанных автомобиля. Получается, из-за недофинансирования регулятор не может должным образом проводить надзор.
- К примеру, страховые компании могут ежемесячно или ежеквартально отчислять на эти цели 0,1 процента от валовых премий. Мы обсудим это и подготовим изменения в действующее законодательство. В свое время Государственная налоговая администрация под руководством Николая Азарова хотела ввести такие платежи и разработала соответствующий законопроект, но тогда рынок взбунтовался, и парламент признал документ коррупционным. Сейчас, думаю, с этим проблем не будет.
Только со страхового рынка комиссия сможет привлекать до 200 миллионов гривен в год, а общая сумма отчислений со всех подконтрольных нам рынков может достигать 300-400 миллионов гривен. Этого будет достаточно для качественного выполнения функций комиссией и мотивации ее сотрудников. Но средства пойдут как на зарплаты, так и на техническое переоснащение Госфинуслуг. Так, в прошлом году Всемирный банк выделил два с половиной миллиона долларов на покупку сервера, который мы не можем запустить, потому что у нас нет на это денег.
- Сейчас вводится новый институт по борьбе с коррупцией. Он будет напрямую подчинен Кабинету министров. К тому же в этом направлении очень неплохо работает КРУ. В первые дни моего пребывания в Госфинуслуг я разгреб целую «братскую могилу» актов, которые не шли в ход, а просто хоронились на уровне первого заместителя. Подобная практика прекратится - я буду жестко наказывать за такие вещи.
- Чем больше их будет, тем лучше для Украины. Во всём мире именно небанковские финансовые учреждения позволяют вытащить деньги граждан из-под матрасов и пустить их в экономику. Поэтому мы намерены делать всё возможное, чтобы число кредитных союзов росло. Но параллельно станем ужесточать требования к ним, разрабатывать нормативную и законодательную базу, увеличивающую гарантии сохранности вкладов.
Сейчас закон позволяет нам применять по отношению к проблемным компаниям такие меры, как введение временной администрации, лишение лицензий, ликвидация. Мы также собираемся ввести пруденциальный надзор, концепция которого начала разрабатываться еще при Викторе Суслове. Она одобрена всеми участниками рынка и экспертами, и мы рассчитываем запустить ее уже в следующем году. Эта система позволит на ранних стадиях обнаруживать проблемы у игроков рынка.
- Мы сможем своевременно выявлять проблемную компанию по ее отчетности. Узнав о рисках, комиссия введет в финучреждение временную администрацию. А если мы увидим, что кредитный союз нарушил законодательство, будем от него избавляться. Кроме того, усложним вход на регулируемые рынки с целью недопущения туда недобросовестных игроков. А в идеале мы должны прийти к тому, чтобы любой гражданин мог зайти в Интернет и увидеть всю «кухню» (показатели ликвидности, качества активов) кредитного союза, страховой компании, негосударственного пенсионного фонда.
- Например, всем известно, что такая-то страховая компания является схемной и занимается исключительно отмыванием денег. Ее лишают лицензии, после чего учредители фирмы тут же регистрируют новую. Госфинуслуг не хочет давать ей лицензию, но Госкомпредпринимательства, имея определенные полномочия, вынуждает нас делать это. Вот почему важно добиться повышения институциональной независимости Госфинуслуг. С этой целью следует создать подразделение консолидированного надзора за финансовыми учреждениями, которое станет располагать всей информацией об учредителях. Так что люди с сомнительной репутацией не смогут вновь зарегистрировать компанию.
- Комиссия обсуждала этот законопроект и полностью его поддерживает. Сейчас очень важно учредить такой фонд, а также срочно разработать и создать систему рефинансирования проблемных кредитных союзов.
- Комиссия подписала проект распоряжения Кабмина, согласно которому Национальный банк направит на рефинансирование проблемных кредитных союзов сто миллионов гривен. Эта цифра получена аналитико-эмпирическим путем. Мы исходили из того, что сегодня 70 процентов союзов не имеют проблем.
Рефинансирование будет выдаваться под залог имущественных прав кредитных союзов, посредником в этой схеме выступит «Ощадбанк». Однако здесь кроется проблема: НБУ готов выделить сто миллионов гривен при условии, что «Ощадбанк» зарезервирует сто процентов всей суммы. Еще полгода назад госбанк соглашался на это, но правительство Юлии Тимошенко серьезно обескровило финучреждение, вымывая из него средства в счет оплаты за российский газ. Так что теперь «Ощадбанк» согласен участвовать в схеме только в том случае, если норма резервирования будет уменьшена до 50 процентов.
- Только те, в которые мы будем вводить временную администрацию. В пяти-семи процентах кредитных союзов имели место нарушения закона, деньги вкладчиков украдены, и спасать там уже нечего. В целом объем проблемных кредитных союзов составляет полтора миллиарда гривен. Мы просим сто миллионов гривен. По нашему мнению, этого достаточно, чтобы запустить союзы, которые находятся в критическом состоянии. Сейчас с проблемными кредитными союзами тесно сотрудничают департаменты временной администрации, пруденциального надзора, инспекционный департамент. И мы видим изменения в лучшую сторону. В частности, введение временной администрации в кредитный союз «Надія» помогло ему подняться без рефинансирования.
- Это менее привлекательный сценарий, поскольку непонятно, какие средства нам предложат - живые деньги или гособлигации. Так что я всё-таки надеюсь договориться с Нацбанком и рассчитываю на помощь МВФ. Звоню во все колокола.
- Да, мы будем лишать их лицензий. Для этого создадим межведомственную комиссию, в которую войдут представители Госфинуслуг, прокуратуры и МВД, наладим работу со Службой безопасности. К слову, МВД в этом направлении очень хорошо работает. Так, в 2009 году раскрыто 779 преступлений в сфере небанковского кредитования, по которым возбуждено 191 уголовное дело.
- Несомненно. Мы будем повышать требования и к размеру, и к качеству капитала. Недавно я проводил совещание в отношении одной довольно крупной схемной страховой компании со смешным качеством активов и резервов. Мы собираемся лишить ее лицензии и закрыть. На рынке много компаний-пустышек, и я не понимаю, почему их до сих пор не ликвидировали. Но уверен, что при мне ситуация резко изменится. Если будет достаточно оснований, чтобы убрать жуликов с рынка, я это сделаю.
- Там содержится хитрая фишка: базовый тариф уменьшился, но корректирующие коэффициенты взлетели. У меня по этому поводу множество вопросов. Я думаю, что каждый гражданин Украины, столкнувшийся со страховым случаем по автогражданке, пережил три шока: первый - когда попал в аварию, второй - когда собирал все необходимые документы для получения возмещения, и третий - когда ничего не получил, или получил с опозданием. Когда я увижу, что страховщики готовы идти на стречу людям, тогда мы сможем договориться. А если они издеваются над клиентами и при этом требуют увеличения страховых премий, то они этого не дождутся. Сейчас мы активно работаем с представителями Моторного (транспортного) страхового бюро. Они признают: на рынке много проблем, а половина членов бюро недобросовестны и портят реноме рынка.
- Обязательно. Но я хочу заметить, что существует два различных мнения - страховщиков и Ассоциации автомобилистов Украины. Автомобилисты утверждают, что 92 процента страховых случаев не требовали выплат более 25 тысяч гривен. Разумеется, для ремонта «Мерседеса» этих денег не хватит, но для «Ланоса», может быть, достаточно и пяти тысяч. В этом и загвоздка. Я пригласил актуариев и других специалистов, чтобы разобраться с корректирующими коэффициентами, и понял - инициаторы повышения тарифов лукавят. Бедные не должны платить за богатых. Мы понизим базовый платеж до 180 гривен, как и предлагалось. А коэффициенты отрегулируем так, что в выигрыше будут все. Думаю, мы решим этот вопрос в течение двух месяцев.
- Прежде всего, необходимо ввести обязательное медицинское страхование. Его концепция уже разработана и согласовывается с Министерством здравоохранения и Минэкономики. Взносы страховым компаниям может платить работодатель, но его нужно серьезно мотивировать - например, предусмотреть налоговые льготы для фирм, предоставляющих своим сотрудникам соцпакет, включающий страховку. Хотя гораздо проще обязать работодателя осуществлять медстрахование своих работников.
- Нужно откорректировать работу регуляторов. Сегодня есть НБУ, контролирующий банк-хранитель, есть Госфинуслуг, который проверяет администратора пенсионного фонда. И Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, контролирующая компанию по управлению активами. Должной коммуникации между тремя регуляторами нет, ее нужно наладить. Кроме того, следует провести образовательную работу среди населения, организовать рекламную компанию.
В добрый путь :) Страхование НПФ Фондовый рынок, Основные социальные инструменты общества. У Социалиста Волги, это либо трамплин вверх, или несчастный случай.Janais 30.08.11
Stay inofrmaitve, San Diego, yeah boy!sgnkldsltj 31.08.11