Создание государственной страховой компании станет важным этапом в развитии национальной системы страхования и перестрахования. Убежден: страховую защиту госактивов должен осуществлять государственный страховщик. Государство должно иметь свой интерес на рынке страхования, имидж которого ныне плох, а ситуация не удовлетворяет потребителей услуг и регулятора. Среди аргументов в поддержку этой идеи — правительственные проекты документов, предусматривающие введение различных форм поддержки экономики.
В частности, в таких сферах, как страховая защита госактивов (бюджетных учреждений и организаций, госпредприятий), страхование макроэкономического и социального значения, в том числе страхование экспортно-импортных рисков, агрострахование, ядерное страхование, страхование депозитных вкладов, ипотечных обязательств. Здесь же — медицинское страхование работников бюджетной сферы, а также иностранцев, которые приедут на Евро-2012. Предоставление такой защиты может сопровождаться компенсацией его стоимости за счет госбюджета.
Подобные проекты сможет реализовать страховая компания со значительной капитализацией и высоким уровнем доверия. В Министерстве финансов уже прошло совещание по этому поводу. Там пришли к выводу, что легче купить страховщика, чем создавать новую компанию. Однако окончательное решение будет принимать президент.
Деятельность этой страховой компании позволит осуществлять эффективный контроль над использованием бюджетных денег. Если государственный страховщик займется перестрахованием, это позволит снизить стоимость страхового покрытия для страховщиков, уменьшить объем валютных средств, используемых в качестве платы за перестрахование, повысит доверие потребителей к рынку страхования. Кроме того, организация такой страховой компании позволит создать дополнительный источник фискальных поступлений в госбюджет, повысить капитализацию государственных активов. Аккумулированные средства — значительный инвестиционный ресурс государства.
Создание государственной страховой компании усилит конкуренцию на этом рынке. Возможно, не всем нравится появление еще одного конкурента. Тем не менее, именно конкуренция является средством, позволяющим улучшать качество предоставляемых услуг. Такая компания предоставит потребителям возможность свободного выбора. Они сами будут выбирать, в какой компании страховаться: в государственной или частной. При этом никаких ограничений деятельности частных страховых компаний не предвидится.
Создание государственной страховой компании противоречит 43-й статье Конституции, а также 41-й и 42-й статьям Закона Украины «О страховании». Согласно им, государство обеспечивает защиту конкуренции и не допускает монополизма на рынке, страховщик не отвечает по обязательствам государства, а последнее — по обязательствам страховой компании.
Можно предположить два варианта развития событий в случае основания государственного страховщика. Первый — государственная компания вступает в честную конкурентную борьбу на рынке, отказывается от использования админресурса при участии в тендерах, заключении агентских соглашений с банками и страховании государственных предприятий. Впрочем, тогда возникает резонный вопрос о целесообразности введения еще одного игрока в сверхконкурентный страховой рынок, в то время как потенциал других участников используется не в полном объеме.
Второй сценарий — искусственным образом создается режим наибольшего благоприятствования новой структуре. В стране «под новую компанию» вводятся дополнительные обязательные виды страхования, например, страхование агрорисков. Лоббируются ее интересы при лицензировании некоторых видов предпринимательской деятельности или при разрешительном согласовании, когда требуется наличие полиса страхования, например, у организации, занимающейся грузовыми и пассажирскими перевозками, туристических компаний, а также арендаторов государственного имущества и пр.
Второй вариант выглядит более реалистичным. Не странно ли, что после восьми лет пребывания «под сукном» вдруг воскресло и было принято постановление правительства (№358 от 6 апреля) по обязательному страхованию рисков ипотеки — как раз в разгар кампании по подготовке экономических обоснований работы новой госкомпании?
Немаловажным является и вопрос финансирования такой структуры. Потребуются инвестиции, сопоставимые по размеру с теми, которые вложили акционеры лидеров рынка. Необходимо создавать собственную сеть дистрибуции, учета, обслуживания клиентов и урегулирования убытков во всех регионах Украины. Как минимум придется открыть офисы во всех населенных пунктах, где число жителей превышает 200 тысяч человек. Это дело не одного месяца, потребуются год-полтора, не меньше.
Проект по созданию государственного страховщика обойдется ориентировочно от 400 миллионов до 1,2 миллиарда гривен. При этом отдача на капитал начнется только через несколько лет и будет составлять не более 7-15 процентов в год, то есть окупаемость проекта растянется на 5-10 лет.