Обзор рынка страхования: сентябрь 2012 года
14.09.12
Полисы КАСКО с середины мая-2012 подешевели в среднем на 2%. При этом выплата страхового возмещения у разных страховых компаний займет от нескольких дней до месяца. Начать же обзор Prostobank.ua предлагает с основных новостей рынка страхования последних двух месяцев.
Минувшие два месяца отметились рядом изменений в сфере обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автомобилей.
Во-первых, принятым законом была отменена возможность страховых компаний определять стоимость полиса ОСАГО в зависимости от наличия у владельца авто страховых случаев в прошлом. Тем же законом было установлено, что контроль наличия у автовладельца полиса ОСАГО будет осуществляться Госавтоинспекцией только при составлении протоколов о нарушениях правил дорожного движения и оформлении ДТП, но не при регистрации и перерегистрации транспортных средств.
Прошедшие два месяца ознаменовались и хорошей новостью для автовладельцев, планирующих поездку на собственном автомобиле за границу. В частности, вступили в силу уменьшенные тарифы по договорам международного автострахования «Зеленая карта». Уменьшение произошло из-за пересчета размера платежей в связи с изменением официального курса гривны к евро.
Кроме этого, в прошедшем месяце страховая компания «Добробут» добилась в суде восстановления своей лицензии по ОСАГО и теперь может продолжать деятельность по страхованию автогражданской ответственности.
Также в прошедшие месяцы страховщики отметили увеличение количества обращений в страховые компании в среднем на 60% из-за обрушившихся на Украину летом-2012 непогоды и ливней.
А непосредственной темой нашего сегодняшнего обзора стали сроки выплаты страхового возмещения по КАСКО. По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на 31.08.2012 г., у компаний из числа 25-ти лидеров по объемам страховых выплат эти сроки варьируются в пределах от пяти дней до одного месяца.
При этом важно учесть, что в разных страховых компаниях отсчет срока, отведенного на выплату возмещения, производится от разного момента. В большинстве случаев это момент поступления в страховую компанию всех необходимых документов от страхователя. Но в некоторых СК срок устанавливается от момента принятия решения о выплате. А последнее может также занимать от нескольких дней до нескольких недель.
В целом же фактический срок, за который вам перечислят компенсацию ваших убытков, зависит от нескольких факторов. Во-первых, от размера самого убытка. «Быстрее всего урегулируются мелкие страховые случаи по процедуре упрощенного урегулирования, например: попадание камня в ветровое стекло (скол), падение сосулек, веток деревьев на автомобиль. Как правило, в договоре прописан лимит, в пределах которого осуществляется упрощенная выплата, например, 2% от страховой суммы», - комментирует Роман Билык, начальник отдела урегулирования СК «АСКО-Медсервис». Соответственно, больше времени займет выплата возмещения по крупным повреждениям. «Сложнее всего механизм выплаты возмещения при угоне. После открытия криминального дела компетентными органами выплачивается 30% суммы. Вторая часть (70%) выплачивается после закрытия криминального дела. Если угнанный автомобиль находят – страховую выплату необходимо вернуть страховой компании. Если угнанный автомобиль оказался поврежденным, затраты на ремонт страховая компания возместит», - рассказывает Роман Билык.
Кроме этого, сроки выплаты возмещения зависят от того, сколько сотрудников страховой компании должны одобрить решение. А это в свою очередь зависит как от суммы выплаты, так и от размеров самой компании. «Чем больше сумма, тем больший лимит ответственности. И тем выше должность представителя страховой компании, ставящего подпись на документе для выплаты страхового возмещения. Кроме менеджера по выплатам, визируют документ юристы, отдел перестрахования, бухгалтерия (финансовый отдел), служба безопасности страховой компании», - рассказывает Роман Билык.
Сам же потерпевший убытки страхователь тоже может повлиять на сроки получения страховой выплаты. Во-первых, как можно скорее собрать и предоставить в страховую компанию все необходимые документы. А во-вторых, постараться избегать лишних эмоций при общении с сотрудниками страховой компании. «Понятно, что за выплатой приходит человек в особом эмоциональном состоянии. Стресс от общения с потерпевшими, сотрудниками ГАИ, очереди в судах накладывают отпечаток на поведение страхователя. Но если клиент будет скандалить, то настроение от работы по страховому случаю испортится у всех его участников. Мотивация сотрудника страховой компании быстрее сделать страховой акт будет сведена к нулю», - комментирует Роман Билык.
Роман Билык, начальник отдела урегулирования СК «АСКО-Медсервис»
Следует отметить, что КАСКО это добровольный вид страхования. У каждой страховой компании свои условия работы. Условия страховой выплаты прописываются в договоре страхования. В зависимости от страхового случая, который произошел с автомобилем, бывают разные сроки по выплатам.
Первый фактор – риск, который страхуется по договору КАСКО.
Сравнительно долго выплата будет происходить при тотальной гибели автомобиля. Тотальная гибель – это такое состояние транспортного средства, когда его восстановительный ремонт производить нецелесообразно – затраты на ремонт превышают 70% действительной рыночной стоимости авто. При тотальной гибели оцениваются остатки транспортного средства. И возможны два варианта выплаты:
выплата = рыночная стоимость (но не больше страховой суммы) – франшиза – стоимость остатков. При этом сам автомобиль остается у клиента;
выплата = рыночная стоимость (но не больше страховой суммы) – франшиза. Право собственности на автомобиль передается страховой компании.
Второй фактор – документы, необходимые для выплаты страхового возмещения.
Обычно в отделе урегулирования страховой компании выдается перечень документов необходимых для выплаты, и менеджер консультирует относительно процедуры получения выплаты. Второй фактор больше зависит от клиента, чем от самой страховой компании. Можно не донести справку – и срок выплаты пропорционально увеличивается.
Третий фактор – количество людей (сотрудников), принимающих участие в выплате.
Чем крупнее компания, тем больше сотрудников задействованы в процессе урегулирования. Это не значит, что выплату задержат настолько, что условия договора не будут соблюдаться. Но этап согласования и визирования займет относительно больший период времени. В крупной компании при нескольких страховых случаях каждый раз можно общаться с новым менеджером. И самому клиенту неудобно – попробуй, вспомни, кому звонить по битому бамперу, а кому - по стеклу. С этой точки зрения, небольшие компании предпочтительней.
Я внимательно перечитал Закон №5090 от 05.07.12 - О внесении изменений в законы Украины касательно ОСГПО, но отмена возможности "страховых компаний определять стоимость полиса ОСАГО в зависимости от наличия у владельца авто страховых случаев в прошлом" НИГДЕ НЕ УСМАТРИВАЕТСЯ.
Просто, Нацкомфинуслуг получил право пересматривать методику отпределения коэффициента бонус-малус (согласно новому пункту 8.5 Закона "Об ОСГПО").Binura 23.04.13
This is a most useful contribution to the dbeatedvtvsmkkxqt 27.04.13