В сегменте «автогражданки» продолжается рост как премий, так и выплат. При этом рынок стал даже быстрее платить после ДТП, чем кварталом ранее. Но эти позитивные новости портит то, что на рынке остаются компании, ситуация в которых становится хуже.
ОСАГО на подъеме
С января по сентябрь страховщики – члены Моторного (транспортного) страхового бюро собрали более 2,5 млрд грн премий, что почти на 20% больше премий, чем за аналогичный период прошлого года. Три четверти прироста доходов страховщиков
обеспечило подорожание страхования потребителей, оставшийся рост – расширение клиентской базы.
Средняя стоимость полиса выросла с 416 грн до 478 грн (+14,9%), а количество заключенных договоров ОСАГО увеличивалось медленнее – на 3,1%, до 5,3 млн. «Этому способствовало завершение процесса перемещения автомобилей в связи с ситуацией в зоне АТО и АР Крым. Кроме того, рост количества договоров ОСАГО свидетельствует о положительных результатах работы проекта противодействия обороту фальшивых полисов «Стоп Фальшивка». МТСБУ обучает полицейских проверке подлинности и действительности полиса ОСАГО при остановке транспортного средства за нарушение ПДД», – пояснили в МТСБУ.
При этом выплаты по «автогражданке» росли даже быстрее, чем премии. За первые три квартала страховщики выплатили потерпевшим 995,3 млн грн (+27,3%), урегулировав 86,46 тыс. страховых случаев (+19,2%). Уровень выплат вырос с 37,3% до 39%, а средняя сумма выплаты по ущербу, нанесенному имуществу, составила 12,5 тыс. грн.
В III квартале больше всего премий привлекли компании «Оранта» (67,8 млн грн), «Провидна» (65,2 млн грн) и СГ «ТАС» (53,1 млн грн). Они же являются и лидерами по объему выплат: «Оранта» заплатила потерпевшим 26,4 млн грн, «Провидна» – 25,7 млн грн, СГ «ТАС» – 18,7 млн грн.
Одной из тенденций в МТСБУ называют рост популярности европротоколов. Количество урегулированных с их помощью страховых случаев выросло на 67,5% (до 14,7 тыс.), а сумма выплаченных по ним возмещений составила 108 млн грн (+119,9%).
Средняя сумма выплат по европротоколу выросла с 5,5 тыс. до 7,3 тыс. грн. В бюро рассчитывают на сохранение этой тенденции: «Создается электронный европротокол, с помощью которого водители смогут урегулировать ДТП через смартфон или планшет с доступом в Интернет. При этом произойдет автоматическая проверка действия полиса и сообщение страховщикам о ДТП». Техническое задание нового проекта согласовано 9 ноября.
Везут не все
Позитивным знаком для рынка в МТСБУ считают сокращение срока выплаты возмещений по ущербу, нанесенному имуществу. Он сократился на 25 дней – до 129 дней с момента ДТП. Быстрее всего урегулируют страховые события СК «Аско-Донбас Северный» (49 дней), «Саламандра-Украина» (50 дней) и «PZU Украина» (65 дней).
При этом у 21 компании срок выплаты превышает среднерыночный показатель. Наихудший показатель у Украинской охранно-страховой компании – 609 дней. Страховщик еще в феврале перешел под контроль Нацкомфинуслуг и подписал с комиссией план финансового оздоровления. К началу осени компания должна была восстановить платежеспособность и рассчитаться по накопленным за два года долгам. Но этого не произошло, и 8 ноября регулятор лишил УОСК лицензий на КАСКО и ОСАГО. Решение вступит в силу 9 декабря, именно тогда компания потеряет право продавать полисы ОСАГО.
Вырос срок урегулирования – с 102 до 160 дней – у СК «Евроинс Украина» (бывшая «ХДИ Страхование»). В августе произошла смена собственников страховой компании.
Рекордный прирост срока урегулирования показали СК «Страховой капитал» (+133 дня) и «ДИМ Страхование» (+111 дней). Долго урегулируют страховые события УТСК и «ДИМ Страхование» – 420 и 363 дня соответственно. «Это всплывают старые долги. Ранее в компании не было собственной полноценной IT-системы. Поэтому когда мы покупали компанию, мы не видели многих наступивших страховых событий. Соответственно, потерпевшие не получали по ним возмещения и шли в суд. Сейчас мы как раз рассчитываемся по старым долгам», – объяснил собственник СК «ДИМ Страхование» Юрий Явтушенко.
УТСК и УОСК являются также лидерами по количеству жалоб потерпевших – 46 и 29 жалоб соответственно. Всего на страховщиков в бюро поступило 307 жалоб.