Прямое урегулирование убытков в ОСАГО: четыре года успешной работы
29.01.21
Системе прямого урегулирования убытков в ОСАГО в Украине недавно исполнилось четыре года. Она начала работать в декабре 2016 грда. Сейчас участниками системы являются 15 компаний-членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, на которых приходится около трети рынка автогражданки. В МТСБУ отмечают, что прямое урегулирование является удобным сервисом, пользующимся популярностью у автовладельцев.
Система прямого урегулирования убытков не является отечественным
ноу-хау: на протяжении многих лет ее активно используют в Польше, Бельгии, Франции, Италии, Испании, чтобы создать дополнительный комфорт для автовладельцев, попавших в ДТП.
В некоторых странах функционирование системы закреплено на законодательном уровне, хотя преимущественно этот механизм все-таки является добровольным, то есть, страховщики сами договариваются об условиях прямого урегулирования.
В Украине договор о прямом урегулировании подписали страховые компании, занимающие лидирующие позиции в сфере ОСАГО. Это ̶ СК «Универсальная», «ИНГО», СК «АСКО-Донбасс Северный», «ПЗУ Украина», «ПРОСТО-страхование», СК «Колоннейд Украина», «УНИКА», «АРКС», «Европейский страховой альянс», «Международная СК», «КРЕДО», «КРАИНА», «ВУСО», «БРОКБИЗНЕС», «АРСЕНАЛ СТРАХОВАНИЕ». Согласно данным МТСБУ, по количеству договоров доля этих компаний на рынке ОСАГО в 2020 г. достигла 27,4%, а по количеству полученных требований на выплату страхового возмещения – 33,9%.
Что предполагает прямое урегулирование? В МТСБУ разъясняют, что это особый способ урегулирования страховых событий в рамках общей системы ОСАГО. При нем автовладелец, пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, имеет право обратиться и получить страховое возмещение от страховой компании, с которой он заключил договор автогражданки, а уже потом страховщик пострадавшего сам обращается к страховой компании виновника ДТП за компенсацией.
«Принцип «где приобрел полис, там и получаешь выплату» максимально упрощает процесс получения возмещения: пострадавшему в ДТП не приходится иметь дело с незнакомой страховой компанией, чей офис нередко может находиться в другом городе или даже в другом регионе», – поясняет генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко. И обращает внимание, что для того, чтобы воспользоваться прямым урегулированием, автовладельцу нет необходимости заключать дополнительные договоры со своей страховой компанией: механизм действует в рамках договора ОСАГО.
При этом за пострадавшим сохраняется право обращаться за возмещением ущерба к страховой компании виновника ДТП, как это предусмотрено законом «Про ОСАГО». Он имеет право выбрать, урегулировать страховое событие по обычной системе или в рамках прямого урегулирования.
Есть и другие правила, которые регулируют применение прямого урегулирования.
Прямым урегулированием убытков можно воспользоваться лишь в том случае, если участниками дорожно-транспортного происшествия стали не более двух наземных транспортных средств. При этом их водители должны иметь действующие договоры ОСАГО, заключенные с компаниями, которые участвуют в системе прямого урегулирования.
Оба водителя не должны находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И один из них должен полностью признать за собой ответственность за ДТП: в случае так называемой «обоюдки» (частичной вины каждого из водителей) используется общая процедура урегулирования, предусмотренная в законе.
Еще один важный момент: прямое урегулирование применимо только для возмещения ущерба, нанесенного транспортному средству. Ущерб, нанесенный жизни и здоровью пострадавших в аварии, урегулируется в обычном порядке.
Также страховщик пострадавшего должен получить достоверную информацию о полисах участников ДТП, чтобы определить наличие страхового обеспечения на дату ДТП и размер франшизы. В информации не должно быть противоречивых данных относительно идентификации транспортного средства, в частности, о его марке, типе, государственном регистрационном номерном знаке. В МТСБУ подчеркивают, что это важно, поскольку урегулирование убытка осуществляется на условиях договора ОСАГО, который заключил виновник автоаварии. Таким образом, применяются франшиза и страховая сумма, указанная в его полисе.
Процедура оформления дорожно-транспортного происшествия при прямом урегулировании стандартная: аварию могут зафиксировать сотрудники Национальной полиции или участники ДТП самостоятельно, оформив европротокол в тех случаях, где возможно его применение.
По словам Владимира Шевченко, система прямого урегулирования успешно прижилась в Украине и положительно влияет на формирование цивилизованного рынка автострахования. Страховые компании нарабатывают эффективные инструменты взаимодействия, обмениваются опытом, демонстрируют свою заинтересованность во внедрении дополнительных сервисных услуг и прогрессивных технологий. Тем самым они создают базу для успешного ведения бизнеса. Для них важно не просто получить клиента на год, пока действует страховка, а позаботиться о том, чтобы он пользовался их услугами на постоянной основе. А это значит, что система прямого урегулирования кардинально меняет стиль работы страховщиков, делая его максимально клиентоориентированным.
Она также дисциплинирует и автовладельцев, стимулируя их ответственно относиться к выбору страховой компании, с которой они заключают договор ОСАГО. Водители, выбирающие ОСАГО от компании-участника системы прямого урегулирования, ориентируются не столько на цену полиса, сколько на выбор надежного страхового партнера, который готов обеспечить хороший сервис.
За четыре года работы в рамках системы прямого урегулирования было урегулировано 28,5 тыс. страховых случаев, сумма страховых выплат по ним превысила 482 млн грн.
В МТСБУ также сообщили, что средний срок урегулирования требования в системе прямого урегулирования в 2020 году составил 35 дней. Это достаточно красноречивый показатель, поскольку срок урегулирования убытков вне такой системы в среднем по рынку ОСАГО вдвое больше – 70 дней.
Владимир Шевченко отмечает, что Бюро готово усовершенствовать систему прямого урегулирования убытков, чтобы сделать ее максимально удобной и эффективной как для автовладельцев, так и для страховщиков. «Наша задача – так доработать условия функционирования системы, чтобы в ней готовы были принимать участие большинство страховых компаний-членов МТСБУ. Это может быть решено как на законодательном уровне, так и путем расширения круга участников системы на добровольной основе», - подчеркнул он.