Вопрос повышения эффективности обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств по внутренним договорам (далее ОСАГО) с ростом убыточности становится все более актуальным. В данной публикации приводится один из вариантов экономной технологии продажи посредниками полисов ОСАГО.
убыточностью 70-90% и даже 100%, наше ОСАГО на протяжении 10 лет имело убыточность 8-15%. К этому можно добавить самую низкую в Европе ответственность, проблемы получения выплат даже в этих пределах, мизерные возмещения по жизни и здоровью, серьезные системные проблемы с платежеспособностью при достижении в 2009 году уровня выплат 44% в среднем по рынку. Расходы на ведение дела с учетом комиссионных доходили до 70%, поэтому и комбинированный коэффициент убыточности часто превышал 90%, что позволяло говорить об убыточности данного вида. Все это свидетельствует о низком КПД украинского локомотива страхования.
Подобная ситуация не может продолжаться бесконечно. Конечно, размеры рынка, привычки, менталитет, коррупция, культурные особенности и отсутствие политической воли играют свою роль. Слишком много тех, кто «тоже хотят Жить» (фраза, сменившая устаревшую «тоже хотят кушать») за счет ОСАГО. Страховщики вынуждены финансировать политиков, лоббировать стандартные составляющие механизма ОСАГО, бегать за клиентом. Многое зависит и от позиции Госфинуслуг - последние заявления Василия Волги вселяют надежду, что он не будет долго держать в страхе «безобразников» для возможности ручного управления рынком, а реализует стандартные принципы ОСАГО, принятые в международной практике, простые и обязательные для всех правила игры.
Необходимость радикальных перемен очевидна, и если они наступят – мы повторим путь других европейских стран. При этом вероятен следующий вариант развития событий:
Убыточность будет расти и достигнет критического уровня в 70-90%. Страховщики, не сумевшие перестроиться, потерявшие интерес к ОСАГО, либо не желающие расставаться с заработанным, уйдут с рынка, уступив свои обязательства МТСБУ. Количество страховщиков уменьшится до 15-20 (останутся не обязательно крупные).
Комиссионное вознаграждение будет снижаться, пока тоже не достигнет критического уровня в 3%-10%. Посредники, для которых данный вид заработка являлся основным, будут вынуждены уйти, поскольку комиссия не будет покрывать их реальные расходы. Многие просто откажутся работать при такой комиссии.
Те, кто выживут, получат не сверхприбыльный, но стабильный бизнес.
Необходимо понимать, до какого уровня можно «ужаться» с сохранением работоспособности:
Уменьшить издержки. Сокращать расходы на продажи полисов ОСАГО, создавать дешевые каналы продаж, изменять технологию продаж. Полисы должны продаваться просто, с использованием пассивных продаж, с минимальными расходами на рекламу.
Увеличить продажи. Расширять количество мест продаж, удобных для клиента. Привлекать новых посредников за счет простоты начала деятельности и минимизации издержек при ее осуществлении.
Посредникам не использовать ОСАГО как основной заработок. Продавать полисы посредникам, живущих за счет других страховых продуктов, а так же в виде побочного заработка сотрудниками СТО, заправок, моек, автосалонов, почтовых отделений, сберкасс, стоянок, придорожных магазинов, кафе.
Сегодняшняя ситуация на рынке ОСАГО предоставляют хороший повод для поиска путей уменьшения издержек. Рассмотрим один из примеров построения бизнес-процесса продаж с использованием Интернет-решения InsCom-Web.
Нет, это не Интернет-магазин и не on-line продажи. Клиент, как и раньше, предпочитает заочному расчету полиса и заочной покупке непосредственную, доверительную беседу с посредником – именно так продается основная масса полисов. Описанный бизнес-процесс подразумевает продажу полиса посредником клиенту в оборудованном офисе, а Интернет-решение обеспечивает эффективное взаимодействие посредника со страховой компанией и использование типового бизнес-процесса.
InsCom-Web на сегодняшний день установлено в двух крупных страховых компаниях (процесс взаимодействия с посредниками), в страховом агентстве POLIS.ua (процесс продажи полисов), в Моторном бюро (процесс взаимодействия с представителями в регионах). Так же в рамках проекта для рынка разработан и согласован с МТСБУ документ Единый Алгоритм Расчета Страхового Платежа.
Требования к посреднику - наличие компьютера с выходом в Интернет, принтера и места для приема клиентов. В договоре с посредником фиксируется: полис выдается только путем печати на принтере из InsCom-Web, а комиссия рассчитывается по информации базы данных InsCom.
Итак, клиент приходит в офис к посреднику, изъявляет желание застраховаться по ОСАГО и предоставляет технический паспорт и права. С этого момента бизнес-процесс продажи полисов укладывается в следующие этапы:
Ввод данных для расчета платежа. Автоматический расчет платежа (5 минут).
Заполнение необходимых данных. Автоматическая печать полиса на принтере (5 минут).
Получение денег от клиента (2 минуты).
Оплата через Интернет платежной картой посредника, на которой всегда имеется необходимая сумма денег (2 минуты).
Выдача страхователю документа, подтверждающего оплату, полиса, стикера и памятки при ДТП (1 минута).
Затраты на ведение дела составляют не более 10 грн., т.е. до 5% при средней стоимости полиса в 200 грн. При увеличении стоимости полиса до 300 грн. - менее 3,5%. Ввод полиса в компьютер за 10 грн. как побочный заработок для многих выгоден.
Стоит отметить, что такой расчет справедлив для идеальных условий ведения бизнеса. В наших условиях даже вывеска на стене офиса или информационный указатель может потребовать постоянных расходов.
Моментальное поступление информации о проданном полисе.
Моментальное получение денег по полису.
Эффективный контроль выданных бланков.
Анализ каналов продаж в режиме on-line.
Отсутствие необходимости ввода полисов. Страховая компания получает готовую базу данных и автоматически создает отчеты.
Отсутствие необходимости распечатки тарифных сеток и передачи посредникам.
использование IT-технологий в своей деятельности.
Переход от технологий продаж полисов «в поле» и «под кустом» к продажам в оборудованных местах.
Безусловно, страховой компании необходимо позаботиться о наличии хорошей методологии, бизнес-процессов, современной IT-системы с возможностью подключения Web-интерфейсов, партнерской IT-компании (желательно, не «заморской») для оперативной модификации IT-системы. Но это не дополнительные расходы по ОСАГО - у страховых компаний, планирующим заниматься классическим страхованием, все это должно быть по умолчанию.
До последнего времени всплеск энтузиазма обычно появлялся при «распиливании» собранных премий, любые инициативы по совершенствованию методологии и технологии ОСАГО зачастую чахли на корню, какими бы инновационными и полезными они не были. Украина была первой среди стран СНГ, внедрившая ОСАГО, но не воспользовались этим. Отсталость очевидна, и если не перейдем к инновационной модели развития – обеспечим себе прочное место на задворках европейского рынка.
Опыт внедрения современных технологий и формализованных бизнес-процессов в ОСАГО будет полезен и для других массовых продуктов, окажет положительное влияние на производительность труда в целом по страховой отрасли.
Такой бред может написать тоько невменяемый ботан...
Иди и работай в офис, за который нужно платить аренду, покупай компьютер, стол и стул, нанимай сотрудника, плати ему хотя бы минималку + налоги, устанавливай терминал для кред. карт, сейф для хранения денег, ставь на кнопку в ДСО каждую(!) такую точку и т.д. и т.п.
И получай с каждого полиса десять рэ!!! Чё там мелочиться-то?
Ах, да! И еще, конечно же купи этот тупой и глюкнутый Инском, которым ни одна компания с более или менее налаженными бизнес- процессами в работе не использует.
Ув. Тристар. ком. уа, при таких материалах, в конце статьи или до её начала обычно ставиться буква "Р", т.е. РЕКЛАМА. На сегодняшний день подобных "мыслей вслух" отдельно взятого индивида еще не встречал...
ЛюбашенкА, ПЕШИ ИЩО!!!Любашенко И. 19.07.10
Ответ Васе из "поля" и куста.
Благодарю за комментарий. А то я уже стал волноваться...
Предполагается, что офис и комп уже есть, а ОСАГО позволяет дополнительно заработать. Ведь никто не открывает магазин только для продажи, например, телефонных карточек пополнения счета? Название статьи "Побочный заработок" - вопрос «налогов, и т.д. и т.п.» не критичен.
Заявление, что у компаний (в т.ч. МТСБУ), использующих Инском, не налажены бизнес-процессы может привести к тому, что будете аргументировано доказывать правомерность Вашего заявления в прессе, приносящего вред их деловой репутации. В качестве эталона Вы, очевидно, использовали Ваш бизнес-процесс продаж «под кустом».
По поводу «тупой и глюкнутый Инском» - огульные обвинения всегда считались некорректным методом ведения дискуссий.Наблюдатель 19.07.10
To: Вася из "поля" и куста 16.07.10
Как я понял - ты в первых рядах идущих в пешую сектуальную прогулку.
Ты поставил кнопку ДСО в каждую свою точку, а песец подкрался с той стороны, откуда ты его не ждал!!! Бу-га-га
P.S. Шара не вечна Вася из "поля" и куста 19.07.10
да-да!
Кто здесь?
Вред прессе? Суд? Бу-га-га!
Шаре пришёл 3,14..ец?
Бу-га-га ))) Где песец? С какой стороны? Он зовётся Инскомом-Веб теперь? По 10 гривен дохода приносящий? А сколько будет стоить поставить его в своей будке по продаже прокладок и тампонов и сколько у меня, как уже не у посредника должно быть "на платежной карте посредника, на которой всегда имеется необходимая сумма денег"?
Ну, ладно, посмотрим. Время покажет.
К слову, о Европе - Вы там, в Европе, давно были вместе с Наблюдателем?
З.ы. еще раз хочу заметить, что так "продукты" никто не продвигает. Моё мнение - всё, что так легко описано в рекламе - нереально по одной простой причине - кроме вас обоих ТАК продавать никто не будет.
З.з.ы. а вот судами пугать - еще раз подтверждает о Вашей "далёкости" от мира сего.
Удачи вам, Господа! На сим откланиваюсь, Ваш Вася.