Перепись автоюристов: ЦБ РФ ищет панацею от мошенничества в ОСАГО
29.03.17
Центробанк РФ предложил страховщикам подумать о создании реестра добросовестных автоюристов, заявил зампред Банка России Владимир Чистюхин. Он объяснил, что решить этот вопрос на уровне нормативных актов регулятора невозможно, но страховое сообщество может обратиться с инициативой в Госдуму.
Из-за злоупотреблений правами со стороны потерпевших в ДТП и их представителей в 2016 г. выплаты страховщиков составили 74% от премий, убыточность ОСАГО растет, писал ранее первый зампред ЦБ Сергей Швецов председателю Госдумы Вячеславу Володину. Экспертные заключения о ДТП составляются с нарушениями, выплаты завышаются, указывал он.
«Автоюристы осуществляют деятельность, направленную не на защиту прав потерпевших <...> а на максимизацию взыскиваемых со страховщиков сумм в свою, автоюристов, пользу», – указывал Швецов в письме. Они инсценируют ДТП и их частота растет – например, в Волгограде она в 2 раза выше, чем в России в целом, сетовал он.
Задействованы и суды: бывает, один судья за день удовлетворяет более сотни исков от одного и того же человека к одному и тому же страховщику. Чтобы решить проблему, нужны согласованные действия ЦБ, МВД, Генпрокуратуры и Верховного суда, подчеркивал Швецов, автопосредников необходимо проверить, обеспечить единую судебную практику для формирования нормального рынка ОСАГО, настаивал Швецов.
Страховщики отнеслись к предложению настороженно и не стали спешить соглашаться с ЦБ. Создание списка добросовестных автоюристов не является панацеей от мошенничества, убежден исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев: «Более эффективным было бы активное использование системы бюро страховых историй». Сама идея создания реестра добросовестных или каких-то иных автоюристов замечательна, говорит представитель «Альфастрахования».
Но определять добросовестность должны сами юристы внутри профессионального сообщества, как это ранее сделали страховщики, последовательно создав Всероссийский союз страховщиков, а потом и РСА.
Автоюрист – это не всегда юрист, работающий против страховщика с единственной целью извлечь дополнительную прибыль, обращает внимание представитель «Ингосстраха»: «Сформировать такой оценочный показатель, как «добросовестный юрист», затруднительно, поскольку не ясно, какими критериями в этом случае следует руководствоваться».
В создании реестра автоюристов нет надобности: совершенно непонятно, по каким критериям он будет составляться, категорична заместитель гендиректора «Главстрахконтроля» Инна Жаврид (компания занимается спорами со страховыми компаниями и автодилерами).
«Для страховщиков добросовестный автоюрист – это, наверное, тот, кто к ним ни разу не пришел», – иронизирует она.
Однако автоюристы не состоят в СРО и не получают лицензию, они не должны повышать квалификацию – представлять интересы потерпевшего в суде может, по сути, кто угодно, признает Жаврид.
Чтобы бороться с недобросовестными автопосредниками, страховщикам нужно усилить штат собственных юристов, взаимодействовать с МВД, считает она: «Автоюрист появляется только тогда, когда у автовладельца есть проблема; если у него не будет проблем, у него не будет и необходимости в автоюристах».
Дело не столько в «недобросовестности» юристов, сколько в причинах ажиотажного спроса на их услуги, согласен экс-руководитель Страхнадзора Александр Коваль: «Появилась необходимость в защите прав страхователей от действий некоторых страховщиков – появились юристы. Появились и юристы, работающие с элементами мошенничества. ЦБ должен устранить причины недовольства потребителей – и юристы уйдут с рынка».