Страховые компании мира все чаще продают полисы, защищающие судовладельцев от пиратов.
Страховые компании всего мира в последнее время зарабатывают, продавая полисы, защищающие финансовые интересы судовладельцев в случае нападения пиратов на их корабли и захвата членов экипажа.
В связи с этим готовящийся ООН запрет на выкуп заложников энтузиазма у страховщиков не вызывает. Позицию страховых компаний поддерживают и власти Великобритании, без одобрения которых принятие подобного документа невозможно.
минувший год сомалийские пираты захватили 50 судов и взяли в заложники почти 900 моряков. Судовые компании потратили сотни тысяч евро на выкуп. Спрос на полисы растет по мере увеличения требуемых сумм выкупа, ведь в этих случаях деньги бандитам перечисляют именно страховые компании.
Самую большую выгоду бизнес «на страхе» приносит финансовой площадке Лондона, где продается основное число страховок на случай пиратских нападений. Стоимость такого полиса на один рейс колеблется в пределах 10-20 тыс. евро. ООН сейчас разрабатывает документ, который должен запретить выкуп заложников, но против введения подобных санкций выступают не только страховые концерны, но и правительство Великобритании.
«Запрет на выплату выкупа сомалийским пиратам ставит под угрозу жизнь моряков», - считает официальный представитель страховщика Lloyd's. Офицер Королевского военно-морского флота Великобритании Оливер Крэвен, который прикомандирован к британской Палате судоходства в качестве советника-консультанта, также уверен, что подобный шаг будет способствовать росту рисков для членов экипажей и ставит под сомнение возможность возвращения к своим семьям 385 моряков, которые до сих пор остаются в плену у пиратов.
Данная позиция получила поддержку и официального Лондона. «Правительству требуется время для изучения возможных правовых последствий введения запрета на выплату пиратам выкупа», - заявили в Министерстве иностранных дел Великобритании. Поскольку свои решения комитет Совета безопасности ООН по санкциям должен принимать единогласно, то блокировать запрет на выкуп Великобритания может еще достаточно долго.
Между тем проблема морского пиратства обостряется. По расчетам экспертов немецкого страховщика BDJ, за последние четыре года размер выкупа увеличился в десять раз. Бандиты стали требовать по 10-12 млн евро за судно, однако реальные выплаты составляют 3,5-4 млн евро. И несмотря на то, что обычно выкуп осуществляется за счет страховщиков, торговля полисами многократно окупает их расходы. Не случайно в этом сегменте рынка работают такие компании, как Aspen, Hiscox, Ascot, Chubb.
Впрочем, лондонские страховщики и без давления со стороны ООН чувствуют себя все менее вольготно. Дело в том, что в апреле США в одностороннем порядке объявили выплату выкупа морским разбойникам вне закона. Ввиду наличия у европейских страховщиков серьезных финансовых интересов за океаном нарушать американское законодательство смысла не имеет, признали в Lloyd's Market Association.