По мнению экспертов, в 2008-2009 годах на украинском рынке страховых услуг появится много компаний, продающих полисы как посредники. Сейчас в Украине подобных структур — не больше двух десятков. Страховых «магазинов», которые достаточно популярны в Европе, нет вообще. Рынок пустой. А свято место пусто не бывает.
Как показывает опыт ведущих страховых компаний Украины, практика привлечения посредников — довольно успешная. Об этом говорит хотя бы тот факт, что лидерами отечественного рынка страхования жизни являются компании «АЛИКО АИГ Жизнь» и «ГРАВЕ Украина», которые успешно используют концепцию сетевого маркетинга.
В указе Екатерины I о создании общества страховых посредников значилось, что таковым может быть только женатый дворянин, имеющий рекомендации от двух влиятельных лиц.
Сегодня в Украине таких строгих требований к посредникам не выдвигают. Лицензируется деятельность только страховых брокеров.
Другим посредникам на рынке страховых услуг — агентам, финансовым консультантам — аналогичное разрешение получать не нужно. Если человек чувствует в себе способность и желание продавать полисы — пожалуйста! Тем более, что многие страховые компании активно развивают систему розничной реализации полисов и нуждаются в услугах агентов — и в качестве сотрудников, и в качестве посредников.
Согласно украинскому законодательству, страховыми посредниками могут быть только агенты и брокеры. Первые работают от имени компании, полисы которой они продают, и от нее же получают вознаграждение (комиссионные). Вторые, наоборот, трудятся на благо клиента — консультируя его, подыскивая оптимальные варианты на рынке страховых услуг, улаживая проблемы при наступлении страховых событий.
По словам участников рынка, рисковые страховые компании платят агентам комиссионные в размере 10-15% стоимости сделки. Страхователи же отсчитывают на брокерские услуги 15-20%. Вознаграждение последним больше, потому что они не просто продают полис, но и «ведут» клиента от консультации и покупки страховки до урегулирования вопросов получения страховой выплаты.
Что касается лайфовых страховых компаний, то они обычно индивидуально договариваются с агентами. Ведь накопительное страхование жизни — это продукт не одного года, и все зависит от того, как долго посредник согласен «вести» клиента.