Последние несколько лет страховым компаниям не удавалось увеличить продажи международных договоров страхования гражданской ответственности автовладельцев «Зеленая карта». По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), в прошлом году украинцы купили 386,7 тыс. таких полисов, тогда как в 2006 — лишь на 100 меньше. Правда, прибыли СК были все же разными: в 2007 украинским автомобилисам пришлось заплатить за международные карты несколько больше, в результате чего при одинаковом объеме продаж сборы компаний выросли на 20%.
международным сертификатам постоянно корректируются. Например, с октября 2007 по апрель 2008 они менялись уже трижды. Если рассматривать увеличение стоимости на примере 15-дневных полисов для легковых авто, то цена для сертификатов с действием на территории Беларуси и Молдовы за этот период выросла со 126 грн до 140 грн, для сертификатов с действием на территории «Вся Европа» — со 173 грн до 193 грн», — рассказывают в страховой компании «PZU-Украина».
Такая динамика цен объясняется просто: платеж по «Зеленым картам» устанавливается в евро и пересчитывается в гривневый эквивалент по мере роста курса денежной единицы Старого Света. Поэтому головокружительный скачок евро в конце прошлого - начале этого года сыграл с автомобилистами злую шутку, спровоцировав подорожание полисов.
Не курсом единым
Однако в следующем году страховщики рассчитывают нагреть руки на картах, заработав не только на курсовой разнице, но и на увеличении объемов продаж. Помогут им в этом наши северные соседи. Месяц назад Генеральная ассамблея Совета бюро международной системы приняла Россию в «Зеленую карту». Это означает, что с 1 января 2009 года каждый автопутешественник, отправляющийся в РФ, будет обязан предъявить на границе «зеленый» сертификат. Правда, России еще предстоит предоставить банковскую гарантию и программу перестрахования, которые должны получить окончательное одобрение Совета бюро. Но, учитывая, что российскую границу ежегодно пересекает около 2 млн украинских автомобилистов, которым теперь придется покупать «Зеленые карты», заработки компаний обещают серьезно вырасти.
Хотя водители, чья география путешествия будет ограничиваться исключительно Россией, вес же смогут сэкономить на полисе. На сегодня в Украине продают 2 вида «Зеленых карт». Первый из них (более дорогой) действует на территории всех стран, входящих в международную систему. Второй предназначен исключительно для поездок в Беларусь и Молдову, которые входят в «ЗК», но при этом не являются членами ЕС.
Россия также не является членом Евросоюза, и лимиты ответственности по «автогражданке» там достаточно скромны. Так, страховая сумма, в пределах которой страховщик должен возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тыс. руб. Поэтому для поездки к северным соседям украинцам разрешат покупать «усеченные» карты.
В МТСБУ говорят, что РФ будет входить в покрытие «Вся Европа», но для нее установят специальный тариф как для не члена ЕС. Впрочем, путешественники смогут обходиться вообще без «Зеленой карты», купив вместо нее полисы ОСАГО у российских компаний.
Так уже поступают многие выезжающие на авто в другие страны ближнего зарубежья. К примеру, большинство граждан, отправляющихся в Польшу, по сей день предпочитает покупать не дорогую «Зеленую карту» с покрытием «Вся Европа», а приграничное страхование — «автогражданку», действующую на территории Польши. Но в случае с Россией это может оказаться хлопотным делом.
Размер платежей по договорам «зеленая карта» с покрытием «Вся Европа», грн
Транспортное средство
15 дней
1 мес.
2 мес.
3 мес.
4 мес.
5 мес.
6 мес.
7 мес.
8 мес.
9 мес.
10 мес.
11 мес.
12 мес.
Легковые авто пассажиро- вместительно- стью до 9 чел.
193
307
532
730
925
1161
1366
1571
1609
1651
1661
1676
1691
Автобусы
726
1009
1513
2018
2522
3027
3531
4036
4540
5045
5549
6054
6558
Грузовые автомобили
456
605
1089
1533
1977
2421
1865
3309
3753
4197
4601
5004
5408
Прицепы, полуприцепы
66
92
159
226
293
360
426
493
560
627
694
760
464
Мотоциклы
77
106
177
248
320
390
462
532
604
644
672
688
715
Размер платежей по договорам «зеленая карта», действующих в Беларуси и Молдове, грн
Транспортное средство
15 дней
1 мес.
2 мес.
3 мес.
4 мес.
5 мес.
6 мес.
7 мес.
8 мес.
9 мес.
10 мес.
11 мес.
12 мес.
Легковые авто пассажиро- вместительно- стью до 9 чел.
140
207
281
348
414
455
475
507
539
571
611
644
676
Автобусы
149
298
530
754
936
1085
1183
1280
1376
1441
1505
1570
1618
Грузовые автомобили
74
149
265
381
472
547
595
644
692
724
756
789
813
Прицепы, полуприцепы
32
49
81
113
147
179
206
206
214
214
222
222
230
Мотоциклы
16
33
66
91
107
132
144
152
161
169
177
185
193
Источник: данные МТСБУ, страховых компаний
Приграничные Остапы Бендеры
Несмотря на все выгоды, которые сулит страховщикам увеличение количества покупателей «Зеленых карт», они опасаются, что приобщение широкого круга водителей к международному страхованию может спровоцировать очередной всплеск мошенничества на рынке. Несколько лет назад в Украине «бизнес» по подделке международных сертификатов был поставлен на широкую ногу. Даже невзирая на многоуровневую защиту полисов, жулики виртуозно клепали фальшивые карты, сбывая их на границе доверчивым водителям с огромными скидками. В результате страдали страховщики, поскольку претензии по фальшивкам оплачивались из фонда МТСБУ В ответ украинские компании инициировали массовые суды, выставляя иски к мошенникам и автовладельцам, которые фальсифицировали полисы, например, исправляя сроки действия договоров.
К слову, наказание за махинации с «Зелеными картами» может быть достаточно суровым. За подделку и сбыт фальшивок Уголовным кодексом предусмотрен штраф до 70 необлагаемых налогом минимумов либо арест до 6 месяцев. Особо злостные нарушители могут вообще сесть за решетку на 3 года. Если мошенник попадется на горячем еще раз, ему грозит лишение свободы до 5 лет. Использование заведомо поддельного документа чревато штрафом в 50 необлагаемых налогом минимумов или даже арестом до 6 месяцев.
Однако сейчас вопрос мошенничества может снова стать перед страховщиками в полный рост. Учитывая огромные транспортные потоки в Россию, сбыт подделок сулит жуликам очень неплохие заработки.
Михайло Гомивка в свою очередь добавляет, что рост количества подделок произойдет ввиду того, что увеличится общее число подписанных договоров. Причем как со стороны украинской границы, так и со стороны российской.
«Зелень» спровоцирует демпинг
Еще одной проблемой для СК может стать резкое обострение конкуренции на рынке. На сегодня эмитировать «Зеленые карты» имеют право лишь 15 страховщиков — полных членов МТСБУ (из более 400 страховщиков, работающих в Украине). Еще ряд компаний торгует «зелеными» сертификатами на агентских условиях, продавая полисы своих коллег за комиссионное вознаграждение. Но основная конкуренция все же развернется между компаниями-эмитентами, которые готовы предоставлять автовладельцам значительные скидки, лишь бы увеличить объемы продаж.
Кстати, выплачивать по «ЗК» компаниям приходится довольно много: ежегодно за рубежом в ДТП попадает 2-3 тыс. автовладельцев. По статистике МТСБУ, только за 2007 год компании получили 2,4 тыс. требований на выплату страховых возмещений на сумму €6,6 млн, а было выплачено даже больше этой сумы.
Чтобы хоть как-то навести порядок на рынке, МТСБУ намерено уже в ближайшее время внедрить централизованную систему продаж международных сертификатов единым агентом, который будет торговать полисами всех работающих на данном рынке компаний. Такая мера должна решить практически все проблемы, связанные как с реализацией поддельных полисов, так и с неоправданным занижением цен по международному страхованию ответственности автовладельцев.