О слабости регулятора небанковских финансовых учреждений сегодня говорят практически ежедневно. В начале августа Нацбанк предложил создать мегарегулятор финансовых рынков. Но ни Госфинуслуг, ни ГКЦБФР эту инициативу не поддержали, мол, для этого их рынки не достаточно развиты. Что думают по этому поводу страховщики и что нужно для оздоровления рынка рассказал председатель правления СК «Универсальная» Алексей Музычко.
Следует ли усилить позицию регулятора?
Регулятор должен иметь больше полномочий. Страховщики нуждаются в более сильном регуляторе с точки зрения его технического и методологического обеспечения, возможности оперативного реагирования. Сегодня, видя отчетность компаний раз в квартал, Госфинуслуг не имеет возможности оценивать реальное финансовое состояние страховщиков.
Если Госфинуслуг, как регулятор страхового рынка, слаб, стоит ли для усиления его позиций объединить НБУ, Госфинуслуг и ГКЦБФР в мегарегулятор?
Важно не кто регулирует, а как регулирует, на основании, каких нормативных документов. Мне кажется, что сам факт объединения ничего не даст и ситуация не изменится, если не будет достаточного материально-технического и методического обеспечения регулятора, не будет системы прозрачной отчетности. НБУ считается эффективным регулятором, потому что им создана качественная система отчетности, хорошая нормативная база. НБУ ежедневно в он-лайн режиме видит, что происходит в каждом банке Украины. На страховом рынке, к сожалению, пока нет ничего подобного.
Что делать, чтобы регулирование рынка было эффективным?
Сначала нужно создать законодательную, материально-техническую и методологическую базу, обеспечить регулятор кадрами, которые способны понимать основные принципы работы страхового рынка. У нас может быть волевой регулятор, решительный регулятор, но эффективным он станет только тогда, когда будет обеспечен профессиональными кадрами. Кроме того, необходима политическая независимость регулятора.
Будет ли действенным в этом случае инициированный Госфинуслуг перевод страховщиков на международные стандарты финансовой отчетности?
Да, на данном этапе это в определенной мере решит проблему, потому что страховщики станут формировать резервы по международным стандартам. Рынок станет более прозрачным и понятным, в том числе и для потенциальных инвесторов.
Т.е. страховщики хотели бы видеть европейскую модель развития страхового рынка?
Если одной из целей Украины является интеграция в Евросоюз, то, безусловно, нужна европейская модель развития страхового рынка. Если мы сейчас пойдем по белорусскому пути, где жесткое государственное регулирование, государственная перестраховочная компания, запрет коммерческим компаниям продавать обязательные виды страхования, то надолго заморозим развитие страхования в нашей стране.
Проводили ли страховщики переговоры с руководством Госфинуслуг о необходимости комплексного изменения законодательства?
Диалог ведется постоянно. Пример благотворного сотрудничества – изменение условий страхования по «автогражданке». Это тот случай, когда между рынком и регулятором достигнут разумный компромисс с точки зрения обеспечения интересов и страхователей, и страховщиков.
Найдено ли понимание рынка и исполнительной власти при обсуждении проекта Налогового кодекса?
Скорее, да, чем нет. Аргументация страховщиков по вопросу отнесения страховых резервов на валовые затраты вроде бы услышана и в проект внесены соответствующие корректировки.
При этом страхование остается уникальным в налогообложении. Сейчас СК платят 3% налог от валовых платежей. Проектом Налогового кодекса предложена смешанная модель: СК должна рассчитать сумму налога по старой модели и по общей модели налогообложения прибыли. А платить налоги следует по той модели, которая даст бюджету больше средств. Конечно, хотелось бы перейти на какую-то одну модель – либо остаться на старой, либо перейти на налогообложение прибыли.
Как переход на общую систему налогообложения отразиться на страховом рынке?
Он приведет к оздоровлению рынка. Страховщики будут реально считать свои доходы и расходы, а, значит, будут более адекватно относиться к расходам и ограничат бесконтрольные комиссии агентам. Сегодня комиссионные посредникам в некоторых компаниях достигают 40-50%, что недопустимо, так как страховщик в этом случае не может сформировать резервы, а, значит, не имеет денег на выплаты страховых возмещений клиентам.
Несовершенство нашей отчетности и методики формирования резервов приводит к тому, что реальные обязательства не видят ни менеджеры, ни акционеры, ни регулятор. Соответственно, под них не формируются реальные резервы. В результате, появляются компании, не способные выполнить свои обязательства перед клиентами, что уже имеет место на рынке.