Сейчас в цене КАСКО с полным покрытием. Россия
16.06.09
Большинство людей, прибегающих к добровольному автострахованию, по-прежнему предпочитают полную защиту своей машины. Об этом свидетельствуют данные опроса, который провел Автопортал. Вместе с тем, испытывая финансовые трудности, автовладельцы стали реже приобретать полисы каско, отмечают эксперты. Чтобы завлечь клиентов, страховщики продвигают более дешевые усеченные программыкаско.
Сегмент добровольного автострахования с начала 2009 г. сократился – по разным оценкам, на 30-50%.
Рынок страхования подержанных машин отреагировал не так заметно – снижение на уровне 5-10%. По словам эксперта в области автострахования Андрея Знаменского, каско более чем на треть было завязано на продажах новых автомобилей (в первую очередь, кредитных). По результатам I квартала 2009 года продажи новых автомобилей в целом по России снизились на 40%.
Вслед за ростом стоимости нормо-часа и подорожанием запчастей, закупаемых за валюту, страховые компании (СК) были вынуждены повысить свои тарифы. В результате люди, страховавшиеся по каско, стали отказываться от этой услуги. Как правило, на страховке предпочли «сэкономить» владельцы недорогих машин, говорят участники рынка.
Сегодня СК предпринимают различные попытки найти оптимальные предложения и формируют экономные варианты продуктов каско, дабы не снижать объемов своего бизнеса. Андрей Знаменский считает, что в ближайшее время на рынке появится множество дешевых продуктов, ограниченных по рискам и размеру выплат. К слову, РОСНО два месяца назад запустила новую программу страхования «Каско Сказка» для автомобилей, цена которых не превышает $30 тыс. Программа предусматривает защиту по рискам «Угон», «Ущерб», «Пожар». Владислав Анисимов сообщил, что благодаря применению безусловной франшизы в размере 2% от стоимости транспортного средства (но не менее 25 тыс. рублей), машину можно застраховать в среднем на 55% дешевле, чем по каско с полным покрытием. Владельцам машин дороже $30 тыс. тот же полис обойдется в среднем на 40% дешевле, чем каско с полным покрытием (тариф составляет от 2,2%).
Специалисты по автострахованию говорят, что фактически стоимость полиса каско строится из соотношения двух крупных рисков – хищение и ущерб автомобиля. Так, если на машине установлена сигнализации, то на риск угона приходится 15-20% стоимости полиса каско, все остальное – это затраты на восстановление машины по риску «ущерб». Внутри группы «ущерб» 70% тарифа приходится на ДТП. Застраховать автомобиль только от ущерба дешевле на 5-30% дешевле, чем по полному пакету рисков, в зависимости от угоняемости автомобиля.
Автопортал решил выяснить, от каких рисков петербуржцы предпочли бы застраховать свой автомобиль по системе каско. Примерно 70% посетителей сайта проголосовали за страхование своего автомобиля по полной программе. Остальные, если бы имели такую возможность, застраховали бы свою машину только от ДТП (12%), только от угона (10%) и только от полного уничтожения автомобиля (4%).
Только от угона автомобили готовы страховать не многие компании, так как это сопряжено с высоким риском мошенничества. Программу страхования автомобилей только от риска хищение предлагает РЕСО-Гарантия. Для владельцев более старых машин компания предлагает более низкие тарифы. Только от риска «хищение» СК опять же берутся страховать не все автомобили, а, как правило, менее угоняемые модели премиум-класса. Тариф на такой полис сегодня стоит 3,5-5%, в зависимости от года выпуска машины, модели и т.п.
Более дешевые полисы каско с франшизой именно в период кризиса могут получить свое распространение, убеждены некоторые эксперты. При этом в выигрыше оказываются обе стороны: СК экономит время и деньги на обслуживание клиентов, а страхователь получает более дешевый продукт. Если раньше страховщики не утруждали себя объяснить клиентам преимущества страхования с франшизой, то сейчас, когда вопросы экономии весьма актуальны, этому варианту страхования будет уделяться больше внимания, считает Павел Писанко, начальник отдела автострахования Санкт-Петербургского филиала ООО «1СК».
Между тем, продажа полисов с франшизой уже давно распространена на московском рынке и в развитых странах. Сергей Бровко, управляющий по маркетингу филиала РЕСО-Гарантия в Санкт-Петербурге: «Петербургский рынок развивается с лагом в 2-3 года по отношению к московскому и сейчас, благодаря насущной потребности в более экономичных программах при не снижающемся качестве сервиса». По его словам, продажа полисов с франшизой требует еще двух условий. Первое – умение и готовность страховых агентов предлагать клиентами полисы с франшизой, разъясняя их преимущества. Второе – готовность банков соглашаться на страхование с франшизой кредитуемого автомобиля, так как клиент-покупатель автомобиля теперь смотрит на всю совокупные траты (вместе со страховкой), которые ему приходится нести при покупке автомобиля, и банк может потерять клиента из-за буквально сотни-другой долларов, являющихся величиной франшизы (и примерно того же порядка экономией для клиента в стоимости полиса).