Страхование туристов
СК будут зарабатывать на патриотах
21.04.09
Получая страховку при покупке "внутреннего" тура, на комфортное лечение можно не рассчитывать.
Кризис вогнал украинцев в режим жесткой экономии, сделав из них домоседов. В нынешнем отпускном сезоне заработки СК, специализирующихся на туристическом страховании, существенно сократятся. Компенсировать убытки страховщики намерены за счет активизации продаж недорогих полисов, предназначенных для поездок внутри Украины
Сокращение объемов продаж туристических полисов компании зафиксировали уже по итогам новогодних каникул . «Падение рынка в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило около 20%», — рассказала Зоя Сазонова, директор департамента продаж личных видов страхования СК «Allianz Украина» . Однако новогодний спад может оказаться лишь «цветочками». «Зимние туры, особенно на дорогие горнолыжные курорты, путешественники обычно покупают заранее. То есть покупка таких путевок еще пришлась на «докризисный» период. Что касается летнего сезона, мы ожидаем сокращение продаж полисов примерно на 40%», — говорит Агнесса Тарасенко, ведущий специалист отдела туристического страхования АСК «ИНГО Украина» .
Одна из главных причин застоя на туристическом рынке — стремительное обнищание украинцев и быстрый рост цен на зарубежные туры в гривневом эквиваленте . Вслед за турфирмами корректировать цены взялись и страховщики. Поскольку оплату медицинских услуг за рубежом компании проводят в СКВ, цена на полисы устанавливается в долларах или евро. При этом платеж по договору вносится в национальной валюте.
«В гривневом выражении стоимость полисов выросла адекватно росту курса валют. Например, в 2008 году стоимость полиса в Турцию сроком на 7 дней по минимальной программе (экстренная медицинская помощь + экстренная эвакуация) с лимитом в 15 тыс. евро стоила 14 грн. Сейчас такой же полис стоит 22,33 грн.», — рассказывает Сергей Майстренко, начальник управления личного страхования СК «Украинская страховая группа» .
Для путешественников, выбравших «полновесное» покрытие, включающее полный набор опций, полис будет стоить уже в 2–2,5 раза дороже. Благодаря таким курсовым трюкам снижение продаж не слишком сказалось на заработках компаний, хотя страховщики и уверяют, что в отличие от турфирм они взимают плату за полисы не по коммерческому, а по официальному курсу. «В январе–марте 2009 года наша компания продала 2511 полисов страхования выезжающих за рубеж, тогда как за аналогичный период 2008 года было продано 4865 полисов. В то же время объемы платежей снизились несущественно: с 542 тыс. грн. (в первом квартале 2008 года) до 453 тыс. грн. (в январе–марте 2009-го)», — отмечает Сергей Майстренко. Но эксперты не исключают, что в ближайшее время страховки могут подорожать более ощутимо. Причиной тому — растущие аппетиты ассистанских компаний, повышающих тарифы на свои услуги.
Чтобы не остаться в минусе, СК намерены адаптироваться под изменившиеся вкусы украинских туристов . «Скорее всего нынешним летом возрастет доля «зеленого туризма», а также потоки путешественников, посещающих Крым и Карпаты», — полагает Зоя Сазонова. Поэтому компании будут стараться охватить страхованием не только граждан, отбывающих в заморские края, но и патриотов, решивших остаться на каникулах в Украине. «Внутренние» туристические полисы до сих пор пользовались меньшим спросом, хотя большинство крупных турфирм, занимающихся в том числе и организацией отдыха в Украине, включали их в свои стандартные пакеты. По закону «О туризме», турист должен быть застрахован в любом случае», — говорит Агнесса Тарасенко. Страховщики полагают, что в этом году их партнеры-турфирмы будут снабжать наших соотечественников «внутренними» полисами с удвоенным усердием, поскольку при продаже страховок туроператоры получают комиссионные.
«Объем платежей по страхованию путешествующих по Украине в нашей компании уже увеличился в полтора раза», — рассказывает Сергей Майстренко. Стандартные полисы для таких туристов по набору услуг практически не отличаются от «зарубежных» договоров. «Программа включает в себя экстренные медицинские услуги, страхование расходов по стоматологии, репатриацию, транспортировку больного», — рассказывает Ирина Новикова, начальник отдела туристического страхования СК «Провидна» . Правда, объем покрытия, который гарантируют компании, значительно ниже, чем при заграничных поездках, и колеблется в диапазоне от 5 тыс. до 10 тыс. грн. Купить такой полис можно буквально за гроши. Его стоимость, в зависимости от компании и установленной в договоре страховой суммы, колеблется от 0,5 до 1 грн. в сутки.
«Например, страховое покрытие на сумму 5000 грн. при двухнедельном путешествии будет стоить нашему клиенту меньше 10 грн.», — отмечает Наталья Тымчий, заместитель директора департамента медицинского страхования СК «Универсальная» . Однако путешественникам, получившим страховку при покупке «внутреннего» тура, не стоит рассчитывать на слишком комфортное лечение . Медпомощь им будут оказывать в региональных медучреждениях, а зачастую — в обыкновенных государственных больницах и поликлиниках, поскольку других в глубинке просто не найти.