Охватив лишь 10% водителей, отечественные страховые компании в первом полугодии поставили новый рекорд сборов по «автогражданке». Главными их «помощниками» стали милиционеры, которые во время рейдов строго наказывали за отсутствие полиса ОСГПО. Посильную лепту в рост премий внесли также продавцы авто, активно наращивавшие реализацию новых машин на протяжении января–июня. Впрочем, в СК нынешние результаты оценивают достаточно сдержанно и обещают еще активнее продавать «автогражданку», правда, уже по повышенным ценам.
Моторного (транспортного) страхового бюро, в первом полугодии объем сборов по полисам ОСГПО увеличился на 86%, выплаты потерпевшим на дорогах — в 1,5 раза. Для сравнения: за аналогичный период 2007 г. премии СК по этому виду приросли лишь на 35%, выплаченные компенсации — на 50%. Большая часть продаж полисов пришлась на уже признанных лидеров — «Оранту», «Дженерали Гарант», «АСКА» и «ТАС». В первой десятке появились лишь два новичка, и оба с иностранными корнями: Украинская страховая группа, принадлежащая Vienna Insurance Group, и «Провидна», подконтрольная Росгосстраху. Они потеснили прежних участников ТОП-10 — «УТСК» и «ИНГО-Украина».
Главными же факторами, подстегивавшими водителей к покупкам полисов «автогражданки», специалисты считают серьезные рекламные кампании, а также рейды, которые несколько раз устраивала ГАИ: доходило до того, что за отсутствие ОСГПО права забирали на месте, не доводя дело до суда, как того требует действующее законодательство. Сказался на продажах страховок и естественный рост рынка — количество новых авто, реализованных в Украине за первое полугодие, выросло на 40%.
Чтобы поднять продажи полноценных ОСГПО, компании собираются лоббировать запрет на «короткие» страховки. Они обещают приложить максимум усилий, чтобы законодательно поднять минимальный срок для «автогражданки» до одного-двух кварталов — в настоящее время он составляет 15 дней. Одновременно СК намерены добиться увеличения цен на полисы, которые сегодня ограничиваются Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности автовладельцев перед третьими лицами». «На Западе тарифы на «автогражданку» повышаются с учетом инфляции. У нас этого не делалось в течение последних нескольких лет», — пояснила начальник управления транспортного страхования «УТСК» Наталья Мудрак.
Предполагается, что для повышения показателей по продажам «автогражданки» СК будут лоббировать изменения сразу к нескольким законам. В первую очередь к базовому — «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности автовладельцев перед третьими лицами», а также к законам, оговаривающим штрафы за отсутствие полиса у водителя. «Наибольший эффект на развитие рынка произвело бы существенное повышение штрафов за отсутствие полиса», — уверена Ольга Максимчук. Напомним, что сейчас наказание за это нарушение составляет лишь 17 грн.