Минтранс подготовил законопроект, вводящий штрафные санкции для перевозчиков, не желающих страховать свою ответственность за жизнь и здоровье пассажиров.
В нем также определяется зона этой ответственности. Для железнодорожного транспорта она включает в себя «период, в течение которого пассажир находится в поезде, период посадки пассажира в вагон и период высадки пассажира из вагона». По тем же принципам установлены рамки
Новый документ был подготовлен Минтрансом в рамках разработки законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, увеличивающего лимит выплат пострадавшим до 2 млн руб. Этот законопроект сейчас находится на рассмотрении правительства.
Замначальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев рассказал изданию, что после разъяснения Минтранса зона ответственности перевозчика все еще до конца не понятна.
Если инициатива Минтранса о введении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам будет принята, то на всех видах транспорта суммы выплат пострадавшим вырастут до 2 млн руб. Сегодня такие компенсации гарантированы лишь авиапассажирам.
На компенсацию смогут рассчитывать и пассажиры пригородных поездов, которых сегодня не страхуют. Гендиректор ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) Константин Воронцов заявил изданию, что затраты на страхование гражданской ответственности перевозчиков мотивируют направлять больше средств на безопасность движения.
На сегодняшний день, по словам гендиректора СЗППК, травматизм на пригородных перевозках невелик. В этом году в компанию обратились всего семь пострадавших пассажиров.
При определении зоны ответственности перевозчика, по мнению Константина Воронцова, нужно исходить из самого понятия «пассажир».
В итоге получается, что перевозчику придется страховать ответственность арендодателя. По словам Константина Воронцова, необходимо еще раз проанализировать нормы документа, чтобы избежать двоякого толкования ответственности.
Сегодня страхованию подлежит сам путешественник, а не перевозчик. На основании указа президента №750 от 1992 года пассажиров поездов дальнего следования страхуют в обязательном порядке, но всего на 12 тыс. руб. В цену билетов при продаже включается страховой взнос в размере 2,30 руб. Однако пассажир может по собственной инициативе приобрести полис добровольного страхования стоимостью от 15 до 100 руб. Тогда при наступлении страхового случая он получит от 135 до 650 тыс. руб. соответственно. Пассажиры пригородных поездов не страхуются вообще.
Конечно, когда происходят трагедии такого масштаба, как подрыв «Невского экспресса», ОАО «РЖД» оказывает пассажирам дополнительную финансовую поддержку. Так, после теракта в ноябре прошлого года президент компании Владимир Якунин принял решение о выплате материальной помощи пострадавшим в размере 200 тыс. руб., а семьям погибших – 500 тыс. руб. Средства выплачивались за счет прибыли ОАО «РЖД». Однако в большинстве случаев граждане, которые заранее не позаботились о добровольном страховании, сегодня не могут получить более 12 тыс. руб. Такие же компенсации предусмотрены и на морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте. Правда, пассажирам автобусов гарантированы также выплаты по ОСАГО до 160 тыс. руб. Самую высокую компенсацию в случае гибели получают родственники авиапассажиров – 2 млн 25 тыс. руб. Эта норма была включена в Воздушный кодекс на основании требований Варшавской конвенции, по которой в Евросоюзе минимальная компенсация не может быть ниже $20 тыс.
Замгендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов заявил изданию, что бизнес готов заняться обязательным страхованием перевозчика за причинение вреда пассажирам.
По словам Игоря Иванова, технологически новый вид страхования прост, потому что заключать договор нужно будет только с перевозчиком, а не с каждым из пассажиров.
В новом законопроекте Минтранс предусмотрел и наказания для транспортных компаний, не желающих страховать свою ответственность. Им будет грозить административный штраф от 30 до 40 тыс. руб. Кроме того, перевозчикам все равно придется выплатить пострадавшим пассажирам компенсацию за причиненный вред, но уже из собственных средств. Суммы, которые транспортная компания сэкономила, не заключив договор со страховщиком, она должна будет отдать в бюджет.
Председатель комитета по противодействию страховому мошенничеству Всероссийского союза страховщиков Евгений Потапов заявил изданию, что предлагаемые Минтрансом меры вполне выполнимы.