Страхование залогов стало жестче, рискованнее, дороже и с подвохами
01.03.10
Несмотря на почти двукратное снижение тарифов на банковские виды страхования, платить за полисы приходится все дороже. А все потому, уверяют СК, что банки, в условиях кризиса, по отношению к клиентам применяют больше кнут, чем пряник. В частности, заставляют заемщиков страховаться «по полной», ужесточают требования к условиям страхования. А кроме того, в страхования залогов появились подвохи...
Кроме того, многие компании, соблазняющие клиентов демпинговыми тарифами, находят лазейки для экономии на клиентах. В частности, используя одну из немногих массовых поблажек для заемщиков со стороны банков: разрешением на оплату полисов в рассрочку (двумя или четырьмя платежами). Один из наиболее распространенных подвохов со стороны СК в этой ситуации — применение схемы пропорциональной выплаты. К примеру, если заемщик вносит премию двумя платежами (раз в полгода), а страховой случай произошел до того, как был оплачен второй платеж, компания выплачивает ему лишь 50% возмещения. Хотя при традиционной схеме рассрочки страховщик либо заставляет клиента доплатить недостающую часть премии, либо вычитает ее из суммы возмещения.
Впрочем, попасться на такой подвох смогут далеко не все заемщики. Поскольку многие банки категорически отказываются работать с СК, предлагающими демпинговые тарифы. А некоторые даже ввели понятие «минимальных цен», ниже которых тарифы опускать не рекомендуется.
Приятной новостью для заемщиков стало изменение подхода финансистов к определению страховых сумм. Раньше многие банки настаивали, чтобы лимит ответственности по договору совпадал с действительной стоимостью купленного в кредит имущества, что значительно увеличивало стоимость страховки.
В прошлом году цены на КАСКО лишь росли, пик повышения пришелся на первое полугодие 2009 г. (+30-50%). Причины — рост курса СКВ, повлекший за собой рост цен на запчасти к иномаркам, подорожание услуг СТО и, как следствие, увеличение стоимости ремонта авто. Взвинчивая тарифы, СК к тому же настойчиво рекомендовали клиентам достраховывать машины (то есть увеличивать зафиксированные в договорах страховые суммы и доплачивать премию). Если же клиенты отказывались, СК включали принцип недострахования и выплачивали возмещение в пропорции. К примеру, если зафиксированная в полисе стоимость автомобиля на момент ДТП оказывалась на 25% ниже рыночной, то страховщик выплачивал клиенту лишь 75% от причитающейся ему суммы.
По прогнозам экспертов, тарифы на автострахование в ближайшие месяцы продолжат рост из-за непрекращающегося повышения цен на ремонт авто фирменными СТО, а также желания страховщиков повысить рентабельность этого вида. В итоге уже к началу лета автостраховки могут подорожать еще на 25%.
Некоторые банки стали более лояльны в своих требованиях относительно обязательной пролонгации договоров страхования. В первую очередь поблажки предоставляют тем заемщикам, которые едва справляются с оплатой суммы самого кредита, не говоря уже о покупке страховки. Есть случаи, когда банки разрешают, например, поквартальную разбивку страховых платежей, а потом не контролируют — внес ли клиент очередной платеж. Практически все банки перешли на схему работы, когда страховая компания в обязательном порядке оплачивает им комиссионное вознаграждение за оформление договора страхования залога. Теоретически этот факт должен мотивировать их к контролю за своевременной оплатой заемщиками страховых платежей. На деле же, и это понятно, банк гораздо более заинтересован в оплате проблемными заемщиками ежемесячных платежей по кредиту, чем страхования. В целом мы вынуждены констатировать, что число заемщиков, оформляющих полисы при кредитовании, уменьшается.
Банки стали более жесткими в своих «страховых» требованиях к заемщикам. Если в прошлом году они еще шли на уступки клиентам, то сейчас строго следуют своей политике. Клиент имеет право выбирать страховщика только из числа компаний — партнеров банка. Хотя перечень таких аккредитованных страховых компаний значительно сократился. Теперь их насчитывается не более десятка. Один из основных критериев отбора СК для банков — финансовые показатели компании. Но надежность страховщика — отнюдь не единственное условие аккредитации. В частности, для сотрудничества с банком компании необходимо разместить в финучреждении депозит на сумму 8-10 млн грн. В прошлом году стартовая сумма депозита для аккредитации составляла от 500 тыс. до 10 млн грн. Если заемщик все же желает страховаться в неаккредитованной в его банке СК, у него есть два варианта: обратиться в Антимонопольный комитет либо вынести свой вопрос на обсуждение кредитного комитета банка.