Страхователю на заметку: признаки страховщика-банкрота
17.01.11
Четких внешних критериев, по которым можно определить страховую компанию, переживающую проблемы и рискует разориться, как таковых нет. С большой вероятностью «вычислить» будущего банкрота способен лишь специалист, аудитор, владеющий полной информацией о финансовом состоянии страховщика. Рядовому страхователю такие данные недоступны.
Тем не менее, основываясь на определенных новостях и событиях, связанных со страховой компанией, вполне реально определить, что с ней происходит сейчас, и какие неприятности могут
подстерегать ее клиентов. Однако один и тот же фактор может говорить как о негативных тенденциях, так и о таких, которые даже пойдут компании на пользу.
компания активно увольняет персонал и закрывает свои офисы в регионах: негативная сторона – у компании кончаются деньги, и она старается экономить на всем, в том числе и на штате сотрудников, что неминуемо приведет к ухудшению качества сервиса; позитивная сторона – вполне вероятно, что страховщик урезает затраты и параллельно оптимизирует структуру своих региональных офисов, чтобы это не сказывалось на качестве урегулирования убытков.
страховщик постоянно меняет руководство: негативная сторона – компания находится в глубоком кризисе, и лихорадочно ищет топ-менеджера, который способен вывести ее из «коллапса; позитивная сторона – страховщик попросту старается подобрать наиболее профессионального руководителя, чтобы реализовать свою стратегию развития.
страховая компания систематически задерживает выплаты без видимых на то причин: негативная сторона – страховщик не может справиться с валом выплат из-за неправильной тарифной политики, в связи с чем у него попросту не хватает ресурсов для покрытия всех убытков; позитивная сторона – убытки значительно выросли у большинства страховщиков, и это вполне закономерно, что страховая компания не справляется с большим количеством выплат; главное, чтобы СК четко аргументировала причину задержек.
у страховой компании падают основные показатели, премии, резервы, а также наблюдается отток клиентов: негативная сторона – страховщик неспособен выстроить правильную и рациональную систему продаж, поэтому он недобирает страховые платежи по сравнению с прошлыми периодами; а так как премии не покрывают вал выплат, компании приходится «проедать» резервы; позитивная сторона – выровнять показатели после кризиса крайне сложно, поэтому, если падение финансовых индикаторов временное, оно может и не говорить о чем-либо катастрофическом.
страховая компания существенно занижает/завышает страховые тарифы: негативная сторона – страховщик не может «надышаться» перед смертью и пытается всеми силами заткнуть «дыры» в своем бюджете; позитивная сторона – урегулировать тарифную политику в нынешних условиях непросто, поэтому не исключено, что страховщик находится в поиске справедливой стоимости страховых продуктов и в ближайшем будущем выровняет ценовой «коридор».
Госфинуслуг приостановила страховщику лицензии или отозвала их: в данном случае может «пахнуть» действительно крупными проблемами, хотя приостановка лицензий – еще не приговор, их аннулирование гораздо хуже. И не стоит забывать, что даже если страховая компания лишилась лицензий, она все равно обязана выполнять свои обязательства перед клиентами до момента начала ликвидации или процедуры банкротства.
Разумеется, все перечисленные факторы не могут быть руководством для страхователя, пользуясь которым он будет делать вывод, что компании пришел конец. Скорее, это некие наблюдения, которые просто смогут помочь понять, что происходит у страховщика, и решить, стоит ли с ним связываться или нет.