Чтобы выжить в нынешних условиях, страховым компаниям приходится играть на самых сильных чувствах своих потенциальных клиентов.
Лишившись заработков от залогового страхования, СК начали изобретать новые способы заработать на банковских клиентах. Хитами сезона станут новые программы, призванные утихомирить панику среди вкладчиков и поддержать заемщиков
болезненно. По оценкам экспертов, остановка потребительского кредитования, и как следствие потоков платежей по страхованию залогов, лишит страховщиков более трети запланированных на этот год поступлений. «Не исключено, что потери составят до 50% от всего объема банковского канала продаж», — считает заместитель председателя правления СК «Украинская страховая группа» Алексей Румянцев. Разлука с банкирами одинаково тяжела и для рисковых, и для лайфовых страховщиков. За последние годы многие компании по страхованию жизни уже привыкли к беззаботному существованию, сделав одним из основных направлений бизнеса страхование жизни банковских заемщиков (не только при ипотечном, но и при краткосрочном беззалоговом потребительском кредитовании).
Эксперты считают, что банкиры не освободят заемщиков, уже получивших «длинные» ипотечные кредиты, от обязанности перезаключать лайфовые договоры вплоть до полного погашения кредитной задолженности. А вот новые получатели ссуд уже едва ли будут страховать жизнь — уж слишком высоки ставки, под которые финансисты сегодня выдают кредиты.
Для рисковых СК ситуация усугубляется еще и тем, что банкиры повально сокращают перечень аккредитованных компаний, оставляя в списке избранных лишь аффилированных страховщиков, наиболее надежные (с их точки зрения) компании и СК, разместившие у них на счетах крупные депозиты. По истечении ранее заключенных договоров каско и страхования залогового имущества заемщикам настойчиво рекомендуют перезаключить договор в одной из дружественных банку компаний. Ослушавшихся клиентов ждет повышение ставки по кредитному договору.
Стараясь хотя бы отчасти компенсировать недополученные по страхованию залогов платежи, компании изобретают новые продукты для банковских клиентов. К примеру, ряд СК начал предлагать страхование товаров, купленных в кредит. Беззалоговое потребкредитование сегодня остается, пожалуй, единственным видом займов, доступным населению. А потому СК направили свои силы именно в этот неохваченный ими ранее сегмент. В частности, некоторые пытаются продать заемщикам страхование бытовой и электронной техники от скрытого дефекта материала, погрешности в конструировании или производственного брака и т.д. По мнению экспертов, едва ли подобное новшество будет пользоваться спросом. Попытки страховать пылесосы и стиральные машины (причем не только «кредитные») компании предпринимали и раньше. Однако такие полисы оставляли покупателей равнодушными, поскольку предусмотренный в них набор рисков практически полностью дублировал перечень случаев, прописанных в правилах гарантийного обслуживания товаров.
Более предприимчивые СК уже предлагают клиентам продукты «на злобу дня». Увеличивающийся объем проблемной задолженности в банковской системе, одной из причин которой стал рост безработицы, подвиг страховщиков на разработку новой программы для заемщиков — страхования на случай невозможности погасить кредит в случае потери работы. Так, СК «Страховые традиции — Жизнь» соглашается разово или ежемесячно выплачивать вместо безработного заемщика 80% его годовой задолженности перед банком (правда, компания берется страховать только тех клиентов, кто заодно приобретет полис страхования жизни). СК «Альфа Страхование» гарантирует оплату трех или шести платежей по кредиту (в зависимости от программы). На первый взгляд подобные предложения компаний выглядят довольно привлекательно, если бы не несколько «но». Одно из них — довольно высокая цена страховки, которая может достигать суммы месячного платежа по кредиту. Еще один минус — ограничения по сумме ежемесячных выплат (в среднем не более 500–700 евро).
Все большие обороты на рынке начинает набирать и страхование депозитов. Хотя предлагаемые компаниями программы могут стать весьма слабым подспорьем для вкладчиков обанкротившихся банков.
Во-первых, большинство СК берутся гарантировать вклады лишь в крупных системных финучреждениях и категорически не желают связываться с «середнячками» и «мелочью».
Во-вторых, цена таких полисов весьма внушительна и может достигать 1,5–5% от суммы депозита. Таким образом, купив годовой полис, вкладчик может оказаться перед необходимостью пожертвовать чуть ли не четвертой частью доходности по вкладу, поскольку оплачивать страховку из своего кармана большинство банков пока не решается.