Среди уловок, позволяющих снизить стоимость полиса для клиента, — установление сублимитов по оперативному вмешательству (например, 20–30% от страховой суммы), которое является одной из самых затратных для страховщиков опций. В итоге оказавшиеся на больничной койке туристы все чаще вынуждены доплачивать иностранным медикам из собственного кармана. Либо, рискуя жизнью, отправляться за бесплатной (или как минимум более дешевой) помощью на родину. Что касается оплаты экстренной стоматологии, то этот пункт и вовсе начисто пропал из базовых условий договоров многих СК.
Многие туроператоры начинают использовать страховые полисы как средство для шантажа своих клиентов и получения дополнительных заработков. Заключая договор о партнерстве со страховщиком, они оговаривают, что страхователем (лицом, заключившим договор в пользу путешественника) будет выступать туристическая компания. Таким образом, туроператор получает номинальное право диктовать застрахованным клиентам свои условия. К примеру, отправившись в Египет с компанией «Пегас Туристик» (в данном случае в пакет, скорее всего, будет входить полис от СК «Европейское туристическое страхование»), путешественник вполне может столкнуться с угрозой аннулирования его страховки туроператором. Причиной может стать даже безобидное желание приобрести экскурсию у одной из локальных туркомпаний. «По такой же схеме со страховщиками работают и некоторые другие крупнейшие компании, занимающиеся массовыми направлениями, такими как Турция и Египет. Теоретически выступающий страхователем туроператор действительно может обратиться в СК с заявлением об аннулировании договора, заключенного в пользу туриста. Но на практике ни одного такого случая у нас не было», — уверил «председатель правления СК «Европейское туристическое страхование» Мирослав Бойчин. Впрочем, не зная об этом, доверчивые путешественники предпочитают не рисковать. Чтобы не остаться без полиса, они переплачивают втридорога за услуги запугивающих их туроператоров. «На самом же деле условия организации тура, в том числе экскурсии и др., не имеют никакого отношения к страхованию. Являясь страхователем, туристическая компания подписывает договор страхования и обязана ознакомить застрахованных с его условиями. При этом она не вправе диктовать туристу условия тура лишь на том основании, что она выступает страхователем», — пояснила Виктория Распопова.