Резкое ухудшение платежной дисциплины начинает создавать предприятиям проблемы. По данным Госкомстата, просроченная дебиторская задолженность компаний за девять месяцев текущего года увеличилась на 5,9 млрд. грн. (10,6%) — до 61,7 млрд. грн.
услуги», — говорит заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин.
Одним из выходов из патовой ситуации для предприятий может стать страхование финансовых рисков, в частности, риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Правда, обзавестись таким полисом сегодня довольно проблематично. По информации аналитиков, подобные полисы предлагают считанные компании. До недавнего времени подавляющее большинство СК не желали связываться с финансовыми рисками, боясь подпортить свою репутацию. Кроме того, на классическое страхование финрисков до недавнего времени практически не было спроса. «В Украине такими покрытиями интересовались в основном зарубежные контрагенты наших импортеров — то есть представительства западных компаний, которые поставляют продукцию в Украину», — отмечает генеральный директор СК «QBE-Украина» Олег Сосновский.
Оживление спроса и желание подзаработать во время кризиса станет неплохим стимулом для страховщиков. По прогнозам экспертов, уже в ближайшее время компании начнут заниматься разработкой новых и совершенствованием прежних продуктов по страхованию долгов. «Учитывая общую ситуацию на финансовом рынке, мы ожидаем, что найдется немало компаний, которые будут заниматься этим заведомо опасным видом страхования», — прогнозируют в НАСК «Оранта». Впрочем, СК утверждают, что отнюдь не намерены гарантировать заведомо безнадежные задолженности. Загвоздка в том, что для получения финансовых гарантий от страховщика торговец должен застраховать каждого из покупателей, приобретающих продукцию на условиях отсрочки платежа. Однако СК далеко не всегда соглашаются страховать всех контрагентов без разбора — покупатели с сомнительным финансовым положением и деловой репутацией отвергаются сразу. В итоге все риски просрочки платежа такими контрагентами ложатся на страхователя.
Еще одно препятствие для получения страховки — недостаточная прозрачность финансовой отчетности предприятий. Как правило, для заключения договора СК проверяют отчетность не только клиента, но и бухгалтерский баланс и данные об убытках и прибыли за последние три года по каждому из его контрагентов. Те же далеко не всегда откровенничают со страховщиком, а официально публикуемая финансовая отчетность зачастую дает лишь приблизительную картину о реальном положении дел в компании. Осторожность СК вполне понятна. После выплаты клиенту возмещения по просроченному долгу компаниям приходится самостоятельно выбивать деньги из должников.
Такие сложности в процедуре заключения договора могут привести к тому, что предприятия, номинально застраховавшие дебиторку, на самом деле будут нести значительную часть рисков. По словам директора по направлению «продукт-менеджмент» ЗАО «Альфа Страхование» Леонида Кипермана, уже сейчас в зависимости от конкретных факторов риска тариф по этому виду может составлять от 0,3–0,5 до 8–9% от планируемого годового объема продаж (объема застрахованных рисков) юридического лица. Однако в ближайшее время цены на страхование дебиторки могут еще подрасти.
Эксперты уверены, что в условиях кризиса за страхование дебиторки могут взяться лишь СК, аффилированные с промышленными группами. Но в большинстве случаев такое страхование будет далеким от классического. Серьезные страховщики постараются держаться подальше от этого рынка.