Страховые компании будут вынуждены снова "подтянуть пояса"
20.12.10
В 2010 г. страховщики, несмотря на достаточно оптимистичные прогнозы в начале года, все еще переваривали последствия кризиса. Рынок фактически не вырос за год, а в 2011 г. его рост будет в лучшем случае 5-7%.
Уходящий год мало отличался для страховщиков от предыдущего кризисного. Единственное, что удалось страховому сектору в этом году, так это избежать громких банкротств, которые имели место быть в 2009 г. («Страховые традиции», «Галактика», «Вексель»).
В остальном ситуации были схожи: многие СК все так же нуждались в докапитализации для покрытия нарастающих убытков, а доверие граждан к сектору восстанавливается до сих пор. В результате рынок рос совсем не теми темпами, которые хотелось бы видеть игрокам рынка. По данным Госфинуслуг, за первое полугодие валовые страховые премии по рынку выросли на 1,3%, при этом чистые страховые премии (за вычетом внутреннего перестрахования) сократились на 11,5%.
Причем кризис переживают не только рисковые страховщики, испытавшие серьезные проблемы с ликвидностью и платежеспособностью, но и внешне благополучные компании по страхованию жизни. Лайфовый полис пока не является предметом первой необходимости украинца, а в сложные финансовые времена он и вовсе отходит на второй план.
В 2011 г. страховщики также не ожидают бурного роста. Пессимистичный сценарий предполагает топтание на месте еще один год, оптимистичный — рост рынка на 5-7%. Так, в 2008 г. крупнейшая компания «Оранта» привлекла более 1 млрд. грн., в 2009 г.— 718 млн. грн. В 2010 г. компания ожидает дальнейшего снижения объема привлеченных премий, а в 2011 г. планирует получить 680-700 млн. грн. платежей.
«На следующий год можно ожидать рост где-то до 10%»,— полагает Александр Залетов. В то же время для того, чтобы этот рост показать, страховщикам придется изрядно потрудиться. Банковский канал продаж не работает уже второй год, и, кстати, именно из-за него многие компании ощутили резкое снижение премий при нарастающих убытках в кризисный период. «Если смотреть на докризисные показатели «Оранты», банковский канал продаж составлял 37%, а иногда и 40%. На сегодняшний день это меньше 6%»,— говорит председатель набсовета компании Олег Спилка. Ипотечное кредитование и автокредиты ранее были стабильным источником легкого дохода практически каждой страховой компании. Однако в 2011 г. предполагается лишь незначительное размораживание кредитных программ банками, поэтому существенного импульса страховому рынку это не придаст. Кроме того наверняка существенно будет урезан и агентский канал продаж. Налоговый кодекс не предусматривает возможности страховых агентов работать на упрощенной системе налогообложения. Поэтому в 2011 г. страховщики будут делать три вещи: усиливать сотрудничество с брокерами, акцентировать внимание на корпоративных клиентах и развивать интернет-продажи.
Ключевыми практически для всех рисковых компаний будут оставаться сегменты КАСКО и «автогражданки», а также имущественное страхование юрлиц. Остальные сегменты будут незначительно диверсифицировать их портфели. Так, имущественное страхование среди населения пока развивается слишком медленно, ведь соответствующая культура у граждан не сформирована. По большому счету, среди физлиц лишь жители сел, подверженных природным катаклизмам, уже осознают необходимость страховки.