Количество страховых брокеров сокращается — посредникам становится все сложнее отстаивать интересы своих клиентов перед страховыми компаниями.
Эксперты отмечают, что в 2009 г. показатели рынка профессиональных страховых посредников ухудшились. Следует отметить, что попытки оценить реальное положение дел на данном рынке осложняются тем, что страховые брокеры (СБ) чаще всего заключают брокерское соглашение с клиентом, а комиссионное вознаграждение получают
не от клиента, а от страховой компании (СК), но уже в качестве страхового агента. При этом платит все равно страхователь, так как вознаграждение посредника закладывается в стоимость страховки. Такая практика искажает официальные показатели деятельности СБ, предоставляемые Госфинуслуг, так как брокеры не отражают в отчетности те договоры, которые, с юридической точки зрения, пришли в СК от агентов.
Отметим, что предоставляемые регулятором данные о заключении договоров перестрахования при посредничестве СБ выглядят более правдоподобно. В частности, по итогам 9 месяцев 2009 г. страховые премии СК, полученные перестраховщиками-нерезидентами при посредничестве СБ, составили 160,42 млн грн., или около 20% общей суммы премий, направленных украинскими СК на перестрахование нерезидентам.
80% премий проходят через созданную при cтраховом брокере агентскую компанию и только 20% — непосредственно через брокеров
На украинском страховом рынке уменьшается и количество СБ. Если в конце 2008 г. в госреестре страховых посредников числились 64 СБ, то к концу 2009 г. — уже 60. “Количество СБ сокращается. В 2003 г., к примеру, в госреестре числился 81 СБ”, — говорит г-н Иншаков. Следовательно, за последние 7 лет количество СБ сократилось на 25%. Участники рынка отмечают, что данная тенденция вызвана ухудшением ситуации на страховом рынке в целом в связи с экономическим и финансовым кризисом, а также с нерешенностью упомянутых ранее законодательных проблем. “В связи с позицией Госфинуслуг и проблемами с получением комиссионного вознаграждения некоторые брокеры перешли в статус агентских компаний. Другие создали при себе страховых агентов”, — отмечает г-н Иншаков. Собственно, ситуация может оказаться даже хуже, чем можно судить из официальных источников. По словам Сергея Иншакова, ФСПУ регулярно отслеживает данные реестра страховых посредников и приходит к выводу, что некоторые зарегистрированные СБ фактически не исполняют своих обязанностей и скоро могут быть выведены регулятором из реестра.
Следует отметить, что во многом решение проблемы СБ будет зависеть от позиции регулятора. Отметим, что председатель Госфинуслуг Виктор Суслов ранее неоднократно заявлял, что если брокеры добьются права получать вознаграждение от страховщиков, то перестанут отстаивать права своих клиентов. Когда Госфинуслуг возглавлял Валерий Алешин, страховые посредники смогли изменить позицию регулятора и добавить в проект новой редакции Закона “О страховании” необходимые изменения. Однако он до сих пор не принят. При этом с возвратом на должность Виктора Суслова Госкомиссия не раз демонстрировала склонность к пересмотру решений предыдущего руководства.
Клиенты могли бы и не обращать внимания на то, кто именно платит брокеру вознаграждение, если бы не серьезные осложнения, которые возникли на страховом рынке и заставляют СК пересматривать свои отношения как с клиентами, так и с брокерами. Издание уже писало о том, что многие СК в период финансового кризиса начали испытывать сложности с выполнением своих обязательств перед клиентами. Причем чаще всего проблемы возникали по самым массовым договорам страхования, например, таким как авто-КАСКО. В подобной ситуации СБ должен помочь клиенту отстоять свои интересы и добиться выплаты, так как именно брокер занимался подбором СК и заключением страхового договора. Такой подход действительно является принципиальным для СБ, так как данные страховые посредники, в отличие от агентов, продают не столько страховку той или иной СК, сколько свои услуги по дальнейшему обслуживанию страхового договора.
На практике же СК все чаще указывают СБ на то, что последние при заключении договоров выступали именно в качестве агентов, а следовательно, должны защищать интересы СК, а не страхователя. “Получается, что когда я действую по агентской схеме, то не могу подать в суд на страховщика”, — говорит Ибрагим Габидулин. С ним соглашаются коллеги. По словам Юрия Никаненка, во избежание таких ситуаций брокеры берут доверенность у клиентов на отстаивание их интересов в том числе и в суде. “Что касается нашей компании, то мы, как и многие другие брокеры, стараемся решить вопросы своих клиентов, не доводя дело до судебного разбирательства”, — говорит г-н Никаненок. Очевидно, что СБ стремятся изменить законодательство для того, чтобы, с одной стороны, узаконить получение премий от СК, а с другой — сохранить за собой право вступать с СК в конфликт в качестве брокера. А то, что СБ часто приходится решать со страховщиками вопросы выплат страхового возмещения, не вызывает сомнений. Если проанализировать премии, привлекаемые при посредничестве СБ, то можно увидеть, что 62% сборов приходятся на договоры имущественного страхования, в которых традиционно наибольший объем составляет страхование автотранспорта. При этом следует отметить, что, по данным Госфинуслуг, на договоры страхования наземного транспорта приходится 39% произведенных за 9 месяцев 2009 г. выплат.