Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"В бизнесе есть 4 времени года, бывает лето, когда все удается, но и зима когда ничего не получается"
Страхование

 


Автострахование

Тарифная политика в сфере ОСАГО
15.07.09

О тарифной политике в сфере обязательного страхования владельцев транспортных средств журналу «Финансовые услуги» рассказала Елена Машаро, вице-президент УАСК "АСКА", глава рабочей группы МТСБУ по вопросам расчета базового платежа и корректирующих коэффициентов.

4 года действует Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств". На протяжении этого времени в Украине не изменялись ни значение базового страхового платежа, ни корректирующих коэффициентов,
материалы в тему:
ни размеры лимитов ответственности страховщика. Скорее всего, такая ценовая стабильность по такому динамичному виду страхования является уникальной для всего страхового мира. Даже страхователи удивляются. В последнее время многие страхователи часто задают вопрос: "А что, "автогражданка" еще не подорожала?"

Почему стала возможной такая беспрецедентная ценовая стабильность в Украине? Можно утверждать, что это произошло потому, что базовый платеж был рассчитан, исходя из достоверных оценок, базируясь на адекватных статистически-вероятностных моделях, с учетом условий внедрения этого страхования в Украине. Рациональное обоснование рассчитанного размера базового платежа не давало поводов кому-либо сомневаться в его объективности. Напомню, что набор и размеры корректирующих коэффициентов были утверждены Законом, а расчет базового платежа осуществлялся в сентябре 2004 года.

Безусловно, страховщикам повезло, что "автогражданка" до сих пор фактически не стала реально обязательной. Это предоставило страховщикам возможность лучше подготовиться к полномасштабному применению этого вида страхования и накопить финансовые запасы (резерв колебаний убыточности) по этому виду страхования. Ни в одной стране мира подобной практики внедрения общеобязательного вида страхования еще не было.

В 2007 году актуариями была проведена большая работа относительно оценки адекватности базового страхового платежа и корректирующих коэффициентов, исходя из статистических данных страховщиков - членов МТСБУ. В результате анализа оказалось, что основные составляющие базового платежа являются адекватными, но значение некоторых корректирующих коэффициентов должны быть пересмотрены. Основные изменения касались значений коэффициентов, связанных с территорией преобладающего использования транспортного средства. Статистические данные продемонстрировали наличие четкой корреляции между фактором территории преобладающего использования транспортного средства и значениями частоты страховых событий и размера убытка. Анализ также показал, что утвержденное Законом минимальное значение корректирующих коэффициентов для Киева и городов с населением свыше 1 млн. человек - меньше расчетного, а для населенных пунктов с населением меньше 100 тысяч человек - существенно больше.

К сожалению, по результатам расчета, руководство МТСБУ не представило на утверждение в Госфинуслуг предложенные актуариями изменения. В результате компании, которые преимущественно работают в Киеве и больших городах, с большей вероятностью рискуют получить отрицательные финансовые показатели по этому виду страхования.

Несмотря на это, страховщики продолжают неистовую конкурентную борьбу за клиента. При этом в ход идет все - и повышенные лимиты ответственности, и чрезвычайные комиссионные вознаграждения за заключение договоров страхования, и скидки за системой бонус-малус, несмотря на фактическую страховую историю клиента, и указание "пятой зоны" для автомобилей, которые фактически эксплуатируются в больших городах, и многое другое. При этом такими методами ведут борьбу за клиента большинство членов МТСБУ. Я очень надеюсь, что финансовые последствия такой борьбы понятны страховщикам, и они имеют финансовые источники компенсации возможного ущерба. На этапе роста портфеля договоров эйфория от получения средств не должна отвлекать от адекватных расчетов финансовых показателей.

Объективными факторами, которые будут в дальнейшем отрицательно влиять на финансово-статистические показатели страховщиков, есть:

  • привлечение к страхованию, в основном, физических лиц, а физлица являются более частыми виновниками ДТП, чем юридические;
  • конкурентная необходимость предоставления скидок безубыточным клиентам согласно системе бонус-малус, что приведет к общему снижению суммы полученных премий;
  • уменьшение реализации коротких договоров страхования, так как сейчас в городах регистрации и перерегистрации транспортных средств заключаются полисы на 1 год страхования, по которым достоверность представления требования в случае ДТП существенно большая, чем по коротким полисами. При этом такая достоверность увеличивается непропорционально изменению продолжительности срока действия полиса;
  • рост осведомленности участников дорожного движения в страховании "автогражданки". Реклама и практическая работа страховщиков делает свое просветительское дело;
  • существенное, но не пропорциональное между большими и малыми городами увеличение интенсивности движения и количества транспортных средств по сравнению даже с предыдущими годами;
  • постоянное увеличение средней стоимости убытка в связи с инфляцией и ослаблением гривны относительно других валют.

Единичным фактором положительного влияния на финансовый результат страховщиков по этому виду страхования, но только на определенное время, есть усиление контроля за дисциплиной на дорогах и повышение административных штрафов за нарушение правил дорожного движения. Этот фактор будет влиять на снижение частоты обращений к страховщику, но повысит среднюю сумму убытка. Хотя, уже обнаружены страховщики, которые готовы делать выплаты по этому виду страхования и без предоставления любых документов органов ГАИ, которые подтверждают факт наступления страхового события.

Все вышеупомянутое свидетельствует о том, что работу, связанную с оценкой адекватности базового платежа и корректирующих коэффициентов, необходимо вести постоянно, анализируя влияние новых сопутствующих условий работы страховщиков. Понятно, что такие расчеты являются непростой задачей, как в научно-методологическом, так и в техническом смысле. Но главными препятствиями для выполнения такой работы сегодня есть другое, а именно:

  • отсутствие централизованной базы данных, которая должна быть постоянным актуальным источником информации;
  • затянутые процедурные вопросы относительно организации и проведения расчетов;
  • попытки одновременно с расчетами решать вопрос относительно изменения набора и структуры корректирующих коэффициентов, провоцируя бесконечную дискуссию относительно обоснованности таких изменений и предложенных значений новых коэффициентов.

Несмотря на это, даже в сегодняшних условиях считаем целесообразным:

1. Безотлагательно начать очередной этап работы относительно расчетов адекватности базового платежа и корректирующих коэффициентов, которые сейчас применяются.

2. К повышению лимитов ответственности необходимые изменения тарифной политики делать исключительно через значение корректирующих коэффициентов, без изменения размера базового страхового платежа.

3. Руководству МТСБУ начать консультации с Госфинуслуг по вопросам тарифной политики для координации соответствующих действий, связанных:

  • с пересмотром лимитов ответственности (страховых сумм - по терминологии Закона "О страховании") и соответствующего перерасчета базового платежа. Напоминаем, что Закон предусматривает обязанность именно Уполномоченного органа пересматривать размеры лимитов ответственности согласно уровню инфляции и индекса потребительских цен. За 2005-2008 года общий индекс инфляции составил 75%. Поэтому лимиты ответственности страховщика, согласно Закону, должны были быть увеличены до 45 тыс.грн. - за вред имуществу, и до 90 тыс. грн. - за вред жизни и здоровью пострадавшего.
  • с пересмотром набора и структуры корректирующих коэффициентов, внесение в таблицу корректирующих коэффициентов дополнительных типов транспортных средств (трамваев, троллейбусов и других).

4. Активизировать работу относительно внесения изменений в Закон, в частности, по ниже указанным направлениями, которые являются принципиальными для развития этого вида страхования, и оказывают непосредственное влияние на тарифную политику:

  • инициировать отмену трех типов полисов, оставив лишь один из них, который заключается по принципу один автомобиль - один полис (первый тип полиса);
  • изменить формулировки, которые дают пространство фантазии отдельным страховщикам: применять в массовом порядке любые повышенные лимиты ответственности, даже в условиях законодательно регулируемой тарифной политики;
  • отменить п.8 раздела 7 относительно ограничений произведения корректирующих коэффициентов 2, 3,4.

Срок действия системы государственного регулирования тарифов по ОСГПО, безусловно, ограниченный. В восточно-европейских странах такой срок составлял, в среднем, 5 лет, но переход на свободное ценообразование нельзя делать в условиях кризиса и низкого уровня профессионального функционирования и регулирования страхового рынка. Поэтому, надеюсь, что еще несколько лет нам всем вместе - и страховщикам, и Моторному (транспортному) страховому бюро, и Госфинуслуг, и законодателям - нужно будет учиться, чтобы понимать, как на самом деле должна функционировать, быть организованной и контролируемой такая цивилизованная и очень полезная для общества по своей сути деятельность, как страхование.


: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.