УФС предлагает внести изменения в налогообложении страхования жизни
25.06.10
Страхование жизни - мощный инструмент привлечения «длинного» ресурса, «длинных» денег для нужд общества, в том числе для развития фондового рынка, рынка капиталов, в экономике большинства стран мира. Именно поэтому Украинская федерация страхования при разработке предложений к проекту Налогового кодекса значительное внимание уделила личному страхованию, в том числе страхованию жизни. УФС рассматривает процесс сбережений, как функцию двух сменных: возможность сохранять и желание сохранять. И если, на первую составляющую (возможность сохранять) страховщики почти не влияют, то
вторая составляющая (желание сохранять) находится в руках страховщиков и государства.
Решение вопроса налогообложения страховой деятельности должно быть комплексным, он задевает не только интересы страховщика, но и интересы человека и работодателя, которые решили свою социальную защиту и защиту своих работников построить с помощью страхования. Такие намерения должны поддерживаться государством, в частности находя свое отображение в государственной налоговой политике.
Украинская федерация страхования, руководствуясь при предоставлении предложений в первую очередь интересами потребителя и общества, предложила, среди прочего, при налогообложении страхователя - работодателя (юридического лица) на этапе уплаты страховых платежей (премий, взносов) по договорам долгосрочного страхования жизни, негосударственного пенсионного обеспечения и договорам добровольного медицинского страхования повысить уровень возможного отнесения на валовые расходы суммы, которая равняется до 40 % от фонда заработной платы конкретного работника (с распределением: до 16 процентов от фонда заработной платы - по долгосрочным договорам страхования жизни, до 16 процентов - на негосударственное пенсионное обеспечение, и до 8 процентов - по договорам добровольного медицинского страхования), практически приближаясь к европейским нормам. Предложенный размер отнесения на валовые расходы страхователя почти равняется норме отчислений от заработного жалованья, которое платит налогоплательщик государству на социальные нужды в соответствующие фонды. Аналогичные суммы должны освобождаться от уплаты налога с доходов граждан. С целью избегания злоупотреблений и недоразумений также важно установить требования к договорам добровольного медицинского страхования, которые могут пользоваться налоговыми льготами. Кроме этого, предложено, по меньшей мере вдвое поднять уровень возможного получения налоговой скидки. Предложенные изменения особенно важны в условиях отсутствия обязательного медицинского страхования, когда роль ДМС тяжело переоценить.
Что касается налогообложения выгодоприобретателя на этапе получения страховой суммы при наступлении страхового случая по долгосрочным договорам страхования жизни и договорами пенсионного обеспечения - предложения УФС состоят в исправлении недостатков действующего законодательства путем недопущения двойного налогообложения страхователя по договорам с накопительной составляющей. По подсчетам УФС налоговым кредитом пользовалось меньше 1% граждан, которые имеют долгосрочные договора страхования жизни, а ярмо налогообложения налогоплательщика при получении страховой суммы в 60 процентов есть не только отягощающей, но и несправедливой.
Украина оа из немногих стран мира, где выплата в случае смерти облагается налогом как наследство в полном объеме, поэтому УФС внесла предложение относительно исключения из налогообложения сумм, полученных выгодоприобретателем по риску смерть как компенсацию в случае смерти кормильца.
Украинская федерация страхования обратилась ко всем заинтересованным органам государственной власти и их должностных лиц, а также к народным депутатам Украины с соответствующими предложениями и рассчитывает на их понимание важности построения сбалансированной системы налогообложения страховщиков, как ручательства использования украинским обществом в полном объеме всех возможностей страхования.