Как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
12.09.16
Заседание парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, которое проходило 7 сентября, едва не закончилось конфликтом. Яблоком раздора вновь оказалась налоговая реформа, обновленный проект которой представил министр финансов Александр Данилюк. По его словам, в правительстве ведется постоянная доработка того законопроекта, который Минфин анонсировал еще в середине августа. Поэтому суть вносимых в него предложений постоянно меняется.
Тем не менее, для присутствовавших на заседании членов комитета, а также для представителей инициативных групп, задействованных в
работе над налоговой реформой, этот документ стал сюрпризом. Причем, новая версия поправок в Налоговый кодекс вызывала даже больше вопросов, чем предыдущая. Особенно в части налогообложения малого бизнеса и трансфертного ценообразования.
Меньше давления
Общая риторика минфиновской концепции осталась прежней: максимум изменений в администрировании, минимум – в налоговой базе. Как и ранее, львиную долю полномочий получит Министерство финансов, в том числе, и базы данных, которыми на сегодня управляет Государственная фискальная служба. Проверки будут санкционироваться только на уровне областей и проводиться согласно утвержденному и обнародованному плану-графику.
Новшества в сфере налогообложения прибыли и НДС – точечные. Из ключевого – ускоренная амортизация для 3, 8-16 групп основных средств (хотя бизнес считает, что это не особо поможет притоку инвестиций) и налоговые каникулы для новосозданных компаний на срок до 5 лет. О налоге на выведенный капитал – по-прежнему ни слова.
По НДС появится единый публичный реестр возмещения, переплаты по этому налогу будут возвращаться только на спецсчета компаний (к сожалению, проблема с вымыванием оборотных средств налогоплательщиков все равно не решается), а предельный срок регистрации налоговых накладных и корректировок к ним увеличится вдвое – со 180 до 365 дней.
Вернулось правительство и к трансфертному ценообразованию, решив вывести из зоны действия требований ТЦО малый и средний бизнес. Для этого годовой доход плательщика, который должен отчитываться о контролируемых операциях, увеличивается с 50 до 150 млн гривен, а объем операций с одним контрагентом – с 5 до 10 млн гривен в год. Вопрос в том, что в Украине механизм ТЦО до сих пор недееспособен. И логичнее было бы подавать подобные изменения в пакете с законопроектами по деофшоризации, о которых речь шла еще в начале лета. Но поскольку борьба с офшорами сведена на нет, от косметических поправок в части трансфертного ценообразования особого толку не будет.
«Единый» под угрозой
Меняется подход в налогообложении доходов малого и среднего бизнеса. Минфин предлагает предпринимателям выбирать одну из трех моделей. Первая – индивидуальная деятельность с уплатой фиксированного налога. Она не требует регистрации СПД и подходит тем, кто торгует в рознице, предоставляет услуги населению, занимается народными промыслами. Объем годового дохода – эквивалент 250 минимальных зарплат (на данный момент это чуть менее 350 000 гривен), ставка налогообложения – 10% МЗП в месяц. При этом остается обязательство платить единый соцвзнос.
Вторая модель предназначена для тех, кто ведет независимую профессиональную деятельность и привлекает наемных сотрудников. Объем годового дохода будет ограничен 5000 минимальных зарплат (около 5,5 млн гривен), а ставка налога – 18% от полученной прибыли. Для таких предпринимателей предусмотрен упрощенный учет, а также годовой отчетный период.
Третья модель налогообложения, фактически, аналог действующей системы уплаты НДФЛ для малого бизнеса, который по каким-либо причинам не может работать на едином налоге. Распространяется на предпринимателей с доходом более 4000 минимальных зарплат в год, которые являются плательщиками НДС на общих основаниях. Объект налогообложения – прибыль по ставке 18%. Предусмотрено ведение полноценного учета и внесение авансовых платежей по НДФЛ каждый квартал.
Похоже на то, что Минфин вновь вернулся к прошлогодней идее предложить малому бизнесу систему, альтернативную единому налогу, но с худшими условиями налогообложения, что явно говорит о желании властей рано или поздно, но все-таки «выкорчевать» упрощенку.
Заставят показать все
Еще более горячая дискуссия началась вокруг инициативы по «нулевому» декларированию, которую развернул член профильного комитета Олег Ляшко, присутствовавший на заседании. По его словам, без тотального «обнажения» доходов невозможна не только налоговая реформа, но и кампания по е-декларированию доходов чиновников, которая, к слову, до сих пор не запущена.
В поддержку Ляшко выступили глава комитета Нина Южанина, а также ее заместитель Андрей Журжий, которые настаивают на том, чтобы условия «нулевого» декларирования были ужесточены. Если летом шла речь о том, что лица, которые владеют зарегистрированным в установленном порядке движимым и недвижимым имуществом, а также денежными средствами и активами на сумму, эквивалентную 1 млн гривен, по сути, от подачи декларации освобождаются. Теперь речь идет о сумме не более 150 000 гривен. То есть, под необходимость предоставить данные о своем имущественном и финансовом состоянии попадет гораздо большее количество налогоплательщиков.
К тому же, в планах законодателей все-таки добиться проведения «нулевого» декларирования на рубеже 2016-2017 годов, а следом за ним запустить механизм косвенного контроля доходов с помощью отслеживания расходов.
Слово за парламентом
По оценкам и прогнозам тех, кто принимает участие в работе над налоговой реформой, шансы прохождения минфиновского законопроекта в Верховной Раде достаточно высоки. Главным образом потому, что концепция правительства укладывается в требование МВФ не проводить радикальную перестройку налоговой системы. В то же время, Фонд поддерживает передачу полномочий от ГФС Минфину, и сужение функционала фискальной службы.
К тому же, альтернативная версия Налогового кодекса со стороны профильного комитета Нины Южаниной не находит должной поддержки в стенах Кабинета министров, так как заложенная в ней модель налога на выведенный капитал во многом не устраивает крупный бизнес, который блокирует эту инициативу. Да и сама Южанина склоняется к тому, чтобы вместо конфронтации сотрудничать с Минфином.
Не стоит забывать еще и о том, что принятие серьезных налоговых изменений в конце календарного года – это не только нарушение регламента, но и удар по бизнесу, у которого не будет времени на адаптацию. К счастью, это понимают и в Кабмине, и в Администрации Президента. Да и проект бюджета-2017 формируется на старой налоговой базе. А значит, реформа вновь откладывается. Вопрос лишь в том, надолго ли.