Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Стремитесь стать тем человеком, которым Вы можете быть"
Страхование

 


Автострахование

Уловки автострахования
30.11.07

 Страховщики не прекращают жаловаться на убыточность автострахования. Сегодня выплаты по КАСКО могут превышать 70% от полученных премий. Эксперты дают этому лишь одно пояснение — высокая аварийность на дорогах. Только за первое полугодие 2007 года ГАИ зарегистрировала около 200 тысяч ДТП. При этом львиная доля автомобилей страхуется по заниженным тарифам. «Объем рынка страхования составляет порядка 7 миллионов гривен в год и по большей части формируется за счет кредитных автомобилей», — говорит президент СК «Дженерали Гарант» Юрий Лахно. Страхуя
материалы в тему:
кредитную машину через банк, клиент покупает страховой полис по тарифу 3–4% от стоимости автомобиля. Тогда как при самостоятельном страховании страховка обойдется в 5–6% от стоимости транспортного средства, а то и больше. На дешевых тарифах для своих заемщиков настаивают сами финучреждения, дабы не отпугнуть клиентов дороговизной страховых услуг. «В Украине оптимальный тариф, позволяющий СК покрыть операционные затраты на КАСКО, составляет 6–7% от стоимости машины. Но сейчас до 30% страховых компаний занижают тарифы. Хотя в свое время череда банкротств СК в Польше и России была спровоцирована именно тем, что компании сформировали большие портфели автотранспортных рисков и не смогли обеспечить их выплатами (резервами)», — сокрушаются в Лиге страховых организаций Украины.

Самое интересное, что при всем этом СК продолжают делать ставку именно на автострахование — у некоторых из них портфель на все 80% сформирован за счет этого вида. И все потому, что страховщики нынче пытаются всеми возможными способами минимизировать компенсации по автострахованию. К примеру, довольно популярной тактикой является изматывание клиента растягиванием выплат на многие месяцы. Хотя в своих договорах большинство компаний гарантируют, что решение о выплате может быть принято в течение 10 дней с момента ДТП, а часть суммы страхователь может получить уже в первые три дня.

Возможность мытарить клиентов дают СК умело составленные ими договоры. Начнем с того, что в них указывается, что причитающееся страхователь может получить после предоставления всех необходимых документов: справки с места аварии и экспертного заключения по факту ДТП из ГАИ, заявления о выплате (которое следует подать в СК в оговоренные в договоре сроки), страхового договора и документов, подтверждающих, что клиент является собственником застрахованной машины. В случае с кредитными автомобилями требуется еще и разрешение банка на выплату компенсации.

Компании, стремящиеся сократить свои расходы, перекладывают сбор всей этой массы документов на плечи клиента. На данном этапе страхователь может увязнуть в бюрократической трясине ГАИ, которая по закону имеет право выдавать необходимые справки в срок до двух месяцев. Или столкнуться с явным нежеланием банковских работников идти на встречу и оперативно решить вопрос о выплате в пользу пострадавшего. Показательно, что застрахованные, как правило, не требуют от СК причитающейся им неустойки за затягивание выплат. Хотя практически каждая компания обязуется выплачивать клиенту пеню за каждый день просрочки.

Еще одна уловка — в тексте договора «случайно» не указывается срок, отведенный СК на осуществление самой выплаты уже после принятого решения. Компания же может приводить самые разные аргументы, чтобы максимально затянуть момент перевода денег: не хватает сотрудников, чтобы принять клиента; занимающийся данным вопросом специалист неожиданно заболел или отлучился. «Это обычная практика многих «непорядочных» СК. Формы затягивания могут отличаться, но суть одна — измотать клиента, чтобы он устал и махнул рукой», — констатирует генеральный директор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин. А еще страховщики не стесняются самовольно уменьшать сумму выставленного счета, мотивируя это, к примеру, тем, что заявленный СТО объем работ не относится к данному ДТП.

«Решение страховщика об уменьшении размера выплаты должно быть согласовано со страхователем, но даже если оно не согласовано, уведомить его о принятом решении необходимо», — говорит начальник отдела урегулирования убытков СК «Европейский страховой альянс» Федор Кузьмин. «Подобные случаи имели место в компаниях «PZU Украина», «Креди-классик» «Ингосстрах» и многих других. Руководство СК наверняка знает об этой системе, поскольку им же она и создана. Обращаться бесполезно — для клиента это трата времени и сил, на что и рассчитывает СК», — дополняет Хорин.

А в последнее время страховые компании весьма успешно применяют схему минимизации расходов, позаимствованную у российских коллег. Суть ее в следующем: отдел урегулирования убытков СК под любыми предлогами уплачивает компенсацию по ущербу в неполном объеме, невзирая на прописанную в договоре сумму страхового покрытия и реальные затраты на ремонт автомобиля (не зря злые языки утверждают, что СК негласно поощряют своих сотрудников за отбитые иски). Далее, пользуясь имеющейся возможностью подачи регрессного иска к виновнику ДТП, компания вытряхивает из него всю сумму заявленного ущерба — разница между выплаченным и полученным составляет чистый доход СК.

Чтобы не стать жертвой экономных страховщиков, эксперты рекомендуют в первую очередь вчитываться в договор на стадии подписания и требовать разъяснения всех непонятных и неточных пунктов, а также их изменения. К примеру, в пункте о порядке осуществления страхового возмещения не должно быть никаких неясностей, компания обязана точно указать, в течение какого времени она собирает документы на выплату, сколько дней принимает решение о компенсации и через сколько дней после принятия положительного решения клиент получит деньги.

Если же страховое событие уже произошло, следует согласовывать со специалистами страховой компании предварительные счета СТО и требовать копии этих счетов с отметкой «согласовано» и подписью ответственного сотрудника. «Нужна юридически грамотная линия поведения в споре с СК. Хотя бы не вести переговоры устно — только в письменной форме», — рекомендует Леонид Хорин. В крайнем же случае клиент может искать правду в суде, но для этого тоже потребуется запастись письменными доказательствами нарушений в действиях своего страховщика.


Газета "КОММЕНТАРИИ" №93, 21 сентября 2007:

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.