Увеличение платежей для небанковского финансового рынка
14.02.11
Госфинуслуг настаивает на введении платежей надзора с участников небанковского финансового рынка. Сами поднадзорные согласны с необходимостью улучшения финансирования регулятора. Но их смущают предложенные ставки платежей и отсутствие предпосылок содействия регулятора развитию рынка.
Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины планирует внести изменения в Налоговый кодекс, прописав там норму об уплате участниками небанковского финансового рынка так называемых платежей надзора. Главная цель проекта — улучшить финансирование комиссии.
Ситуация с материальным обеспечением комиссии бедственная — признаются не только чиновники самой Госфинуслуг, но и представители финансовых учреждений. Еще в первой половине 2010 г. нынешний глава Госфинуслуг Василий Волга заявлял о необходимости введения платежей надзора. По его словам, такое новшество должно приветствоваться рынком, так как низкие оклады выливаются в недостаточную компетенцию чиновников и провоцируют коррупцию.
Предложенный комиссией документ устанавливает, что ставка начального регулятивного сбора составляет 1% от зарегистрированного уставного капитала финучреждения. В дальнейшем компании уплачивают квартальный регулярный сбор. Предполагается, что ставка регулярного регулятивного сбора для компаний страхования жизни составит 0,1% от суммы валовых премий, для рисковых страховщиков — 0,5%. Для администраторов негосударственных пенсионных фондов, кредитных союзов и других финучреждений ставка регулярного регулятивного сбора составит 0,1% совокупной стоимости чистых активов. Помимо прочего документом также предлагается ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду законопроект о ставках данного сбора, принимая во внимание текущие потребности Госфинуслуг в финансировании.
Большинство участников небанковского финансового рынка не против обеспечивать своего регулятора. Однако, признаются представители компаний, — не нынешнего. И не в тех размерах, в которых ему хотелось бы.
При этом пока не видно прозрачности распределения этих денег, которым стоит указать их целевое предназначение, — улучшение технического потенциала комиссии и компетенции сотрудников. К слову, в Лиге страховых организаций данную ситуацию разобрали и также пришли к выводу о завышенном размере предлагаемых ставок платежей надзора. В объединении считают достаточными ставки на уровне 0,01% как для рисковых страховщиков, так и для компаний по страхованию жизни.
На рынке кредитной кооперации отношение к проекту Госфинуслуг не менее скептическое. Там также жалуются на то, что нынешний регулятор не решает ключевых для рынка задач. «Регулятор не выполняет трех своих основных функций: защита прав потребителей, развитие рынка и эффективный контроль его участников»,— сетует представитель кредитного союза. Во-первых, объясняет он, непонятно каким образом будет рассчитываться стоимость чистых активов у кредитного союза. Во-вторых, считает он, комиссия может найти более прозрачный механизм в целях улучшения своих финансов. Таким, например, мог бы стать созданный при Госфинуслуг фонд гарантирования вкладов граждан, в который участники рынка отчисляли бы платежи. При этом за счет этих платежей обеспечивалась бы сохранность вкладов населения, а деятельность Госфинуслуг могла бы частично финансироваться за счет получения пассивных доходов от размещения этих ресурсов на банковских депозитах.
Теоретически платежи надзора действительно должны усилить регулятора и способствовать развитию небанковского финансового рынка. Но представители компаний в это не верят. Те же страховщики признаются, что ситуация с коррупцией в комиссии за последний год никак не улучшилась, а даже существенно укрепилась. «На рынке ни для кого не секрет, что неофициальная плата за получение лицензий сейчас составляет $3-5 тыс.»,— заявил в беседе топ-менеджер одной из страховых компаний. Если раньше такие вещи допускались в виде «нерегулярной благодарности», говорит он, то сейчас стали привычной повинностью. Особенно «ценятся» лицензии на обязательные виды страхования, получение которых стало главной головной болью СК. Вероятно, что в контексте недавнего возбуждения Генеральной прокуратурой дела против директора департамента временного администрирования финансово-кредитных учреждений Госфинуслуг Виктора Адамовича по подозрению в покушении на получение взятки такие заявления участников рынка небеспочвенны.
Друзья, я прочитал сайт, видимо, того самого кредитного союза, в котором вводили администрацию и который шантажировал Адамович. Там есть ссылка на оргструктуру преступной группы В.Волги:
http://www.creditukraine.com/ru/img/volg a_schema.jpg
ДОБАВИТЬ НЕЧЕГО.
ВОЛГУ - В ТЮРЬМУ!