Внимание: "автогражданка" по старым ценам
17.09.10
Изменения условий обязательного страхования ответственности автовладельцев или «автогражданки» шокировало водителей и стало неожиданностью для ряда страховщиков. Некоторые компании до сих пор не перестроились на новый лад, и торгуют старым товаром. Чем это грозит водителям, что именно изменилось, и готовы ли страховщики отвечать по новым обязательствам рассказал председатель правления СК «Универсальная» Алексей Музычко.
новые лимиты ответственности и цены на «автогражданку», но водители до сих пор могут купить полис ГО на старых условиях. Страховщики не хотят получать за свои услуги больше?
Нет. После вступления изменений в силу, агенты некоторых страховых компаний продолжали продавать «автогражданку» на старых условиях. Я не исключаю, что такие факты имеют место до сих пор. Дело в том, что пока полисы оформляются на бланках старого образца, где от руки меняются лимиты ответственности. И ряд компаний просто не успел проинформировать всех агентов о том, что с такого-то числа следует продавать «автогражданку» по новым условиям и вносить соответствующие изменения в бланки полисов.
Когда прекратят использовать старые бланки?
Старые бланки страховщики могут использовать до конца этого года. Новые уже в печати. Новый бланк другого цвета, в нем появились новые поля – идентификационный код и телефон страхователя. Он также защищен голографическим знаком.
Автовладельцам, купившим полис на старых условиях, придется платить дважды и покупать еще раз «автогражданку» на новых условиях?
Изменять условия страхования или нет, решает страхователь сам. Договора действуют на срок их заключения и естественно на тех условиях, на которых были заключены. Поэтому каждый автовладелец должен самостоятельно решить, нужно ли ему досрочно расторгать старый договор и заключать новый или нет.
Расскажите детально, что изменилось для потребителя в обязательном страховании ответственности автовладельцев?
Существенно выросли лимиты ответственности страховщика. Сейчас лимит по имущественному ущербу составляет 50 тыс. грн. (было – 25,5 тыс. грн.). За вред, причиненный жизни и здоровью пострадавшего, лимит – 100 тыс. грн. (было – 51 тыс. грн.).
Увеличилась и сумма максимальной выплаты. Если в ДТП по вине застрахованного пострадало имущество нескольких человек, то каждому производится выплата в пределах 50 тыс. грн. Однако, если сумма ущерба превысит 250 тыс. грн. (раньше – 127,5 тыс. грн.), то выплата каждому пострадавшему пропорционально уменьшается. В случае нанесения вреда здоровью или жизни ограничений нет, страховая компания обязана возместить ущерб в рамках лимита 100 тыс. грн. каждому пострадавшему.
Базовый страховой платеж уменьшен с 291,49 грн. до 180 грн. При этом изменились и корригирующие коэффициенты. Теперь тарификация стала более адекватна тем рискам, которые несет страховщик.
Т.е. стоимость «автогражданки» уменьшилась?
В некоторых случаях да, но в целом стоимость полиса ГО выросла. Страховой платеж стал больше для автовладельцев, проживающих в тех населенных пунктах, где частота страховых событий высокая. Но там, где риски меньше, цена снижена.
Приведите пример нового и старого страхового платежа для самых распространенных условий?
Если у вас легковой автомобиль с объемом двигателя до 1600 см3, территория его использования – г. Киев, а ваш стаж вождения – более 3 лет, то обязательное страхование ответственности по новым тарифам обойдется приблизительно в 696 грн. Раньше страховой платеж при таких условиях составлял бы 372 грн.
Кроме изменений лимитов ответственности СК и тарифов введены какие-то дополнительные требования к страховщикам?
Да, с начала следующего года вводятся более жесткие требования к платежеспособности страховщиков, которые занимаются «автогражданкой».
Кроме того Моторным (транспортным) страховым бюро Украины (МТСБУ) готовятся внутренние документы, которые позволят адекватно оценивать финансовое состояние СК-членов МТСБУ и страховщиков, желающих получить право на осуществление обязательного страхования ГО.
Сейчас финансовое состояние СК адекватно оценить невозможно?
К сожалению, нет. Действующая сегодня нормативная база и возможности регулятора не позволяют адекватно оценивать финансовое состояние и платежеспособность страховщиков.
Что нужно в первую очередь изменить, чтобы реально оценивать платежеспособность страховщиков?
Законодательство, регулирующее сегодня страховой рынок, устарело и не отвечает современным требованиям. Точечные изменения нормативных актов сами по себе ничего не дадут. Нужна комплексная программа. В основе этой программы должна быть утвержденная Кабинетом Министров Украины концепция, в которой четко описано, каким должен быть и как должен развиваться страховой рынок. К сожалению, сегодня украинский страховой рынок еще не прошел стадию своего становления. Сегодня часть рынка – это компании, которые сложно отнести к классическому сегменту. И государство должно определить, допустимо ли существование по сути двух параллельных рынков страхования.
С установления каких нормативов следует начать реформу?
С тех, которые позволят понимать реальное положение дел в каждой компании. Нужны новые формы отчетности, жесткие требования к капитализации, платежеспособности, ликвидности, активам, формированию и размещению резервов страховщиков. Должен быть определен период перехода компаний на новые условия, как это было сделано в банковском секторе.
По Вашим оценкам, сколько сегодня в МТСБУ страховщиков, которые могут стать банкротами и повторить путь СК «Страховые традиции», СК «Галактика» и СК «Вексель»?
Это невозможно определить, потому что отчетность предоставляемая страховщиками закрыта и у участников рынка к ней доступа нет. По той статистике, которая добровольно публикуется частью компаний, определить их реальное финансовое состояние тоже нельзя. Некорректно делать выводы о потенциальном банкротстве СК и по портфелю компании. У страховщика может быть 100% моторный портфель, но если правильно сформированы резервы, достаточно капитала, то компания будет работать на рынке долго и стабильно.
Проблема в тех компаниях, которые не понимают своих реальных обязательств, не формируют резервов, не обладают достаточными активами для выполнения своих обязательств. Такие ситуации были возможны на растущем рынке, когда новые страховые платежи направлялись на выплаты по старым обязательствам. В этом случае любое падение доходов приводит к повышению риска банкротства страховщика. Это мы наблюдали на примере СК «Страховые традиции»: когда рынок рос на буме автокредитования, входящие потоки перекрывали выплаты, как только платежи в связи с кризисом упали, выплаты очень быстро их превысили, сформированных резервов и, главное, обеспеченных реальными активами не было, проявилась большая финансовая дыра. Результат компания-банкрот.
МТСБУ должно выплачивать страховое возмещение за страховщиков-банкротов. Уже начаты выплаты по полисам, которые проданы СК «Страховые традиции», СК «Галактика» и СК «Вексель»?
В МТСБУ создан специальный гарантийный фонд для погашения обязательств перед страхователями компаний-банкротов. Но обязательство осуществлять выплаты наступает только после признания СК банкротом в судебном порядке. Насколько мне известно, суд признал банкротом только СК «Вексель». От страхователей СК «Вексель» и пострадавших по их вине в МТСБУ уже подано заявлений на выплату в сумме порядка 5 млн.грн.
Хватит ли мощности у МТСБУ рассчитаться по обязательствам «Векселя», а потом также рассчитаться со страхователями СК «Галактика» и СК «Страховые традиции»?
Сегодня объем гарантийных средств в МТСБУ составляет порядка 200 млн. грн. Таким образом, пока средств достаточно. Какой объем обязательств будет сформирован по остальным компаниям, мы увидим позже, и тогда будем реально оценивать ситуацию.
Пока на рынке такое положение дел стоит ли страхователю связываться с СК?
Безусловно, стоит. Но при выборе страховщика следует обращать внимание на ряд факторов: репутацию СК, ее рейтинги, время работы на рынке, состав акционеров, положительный опыт сотрудничества… Реальной помощью страхователю при выборе СК мог бы стать страховой брокер. Но, к сожалению, сегодня институт брокеров в нашей стране недостаточно развит. Большинство брокеров, по сути, являются агентами страховых компаний. Таким образом, пока страхователю следует больше рассчитывать на себя и делать выбор на основании той информации, которую он может получить из открытых источников.