В первом полугодии 2010 г. программы ДМС принесли около 440 млн. грн. Для сравнения: за первое полугодие 2009 г. ДМС принесло 375 млн. грн. премий. Подобный результат дает возможность участникам рынка делать положительные прогнозы итогов 2010 г.
Несмотря на падение спроса на многие страховые продукты, участники рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) в большинстве своем смогли по итогам первого полугодия 2010 г. отчитаться об увеличении поступлений страховых премий.
подсчетам страховых компаний (СК), в первом полугодии 2010 г. программы ДМС принесли около 440 млн грн. Для сравнения: за первое полугодие 2009 г. ДМС принесло СК 375 млн грн. премий. Подобный результат дает возможность участникам рынка делать положительные прогнозы итогов 2010 г.
Так, по мнению опрошенных страховщиков, в 2010 г. можно ожидать увеличения, по сравнению с 2009 г., сборов премий по ДМС на 15-20%.
Кризис позади. Эксперты полагают, что рост сборов премий на рынке ДМС в первую очередь обусловлен увеличением стоимости страхования. Аргументы в данном случае довольно просты: можно заплатить меньше, но при этом почти не получать медицинского обслуживания или же заплатить больше и заключить договор, предусматривающий приемлемый набор страховых рисков и медицинских услуг.
Надо сказать, что четких ценовых рамок в данном виде страхования нет, так как стоимость полиса может сильно колебаться в зависимости от программы страхования и предусмотренной страховой суммы. По словам участников рынка, есть полисы ДМС стоимостью от 100 грн. до 12 тыс.грн.
Не секрет, что повышать стоимость страховых полисов участников рынка заставляет удорожание медикаментов и медицинских услуг, что, в свою очередь, приводит к росту счетов, которые СК должны оплачивать по договорам со своими клиентами. Отметим также, что многие компании смогли воспользоваться нестабильным финансовым положением конкурентов и показали рост сборов за счет перераспределения клиентов.
Кроме того, показательно, что на рынке по-прежнему наблюдается высокая концентрация игроков. По итогам первого полугодия 2010 г. двадцатка лидеров рынка собрала около 300 млн грн. страховых премий, а на Топ-50 СК пришлось около 350 млн грн.В целом же на рынке ДМС присутствуют примерно 100 СК.
Нужно учитывать, что большинство корпоративных клиентов украинских СК по программам медстрахования составляют “дочки” или представительства крупных иностранных компаний, которые традиционно предусматривают расходы на социальные пакеты для рядовых сотрудников и топ-менеджмента.
Впрочем, нельзя утверждать, что спрос на полисы ДМС со стороны отечественных страхователей отсутствует, а СК сотрудничают лишь с западными клиентами, наработанными в прошлые годы.
Популяризации идеи страховой медицины способствует также ситуация в самой системе здравоохранения. Действительно, рост цен на медикаменты, медицинские услуги и низкое качество услуг “бесплатной медицины” могут сделать полис ДМС полезным приобретением.
При этом надо полагать, что речь идет не о снижении интереса к продукту, а о сокращении платежеспособного спроса со стороны клиентов-физлиц, так как заинтересованность населения в страховой медицинской защите остается высокой.
Не так давно мы выясняли, как наши читатели относятся к идее введения обязательного медицинского страхования и к страховой медицине в целом. Следует отметить, что 46% опрошенных высказались за введение обязательного медстрахования, если его будут осуществлять частные СК, а не государство.
Еще около половины опрошенных либо поддерживают идею государственного медицинского страхования, либо удовлетворены существующими программами ДМС.
Впрочем, в данном случае нужно учитывать и то, что многие СК предпочитают пожертвовать возможностью нарастить объемы премий и ограничивают продажу полисов ДМС частным лицам.
Страховщиков понять можно: если страхованию подлежит рабочий коллектив какого-либо предприятия, то СК имеет возможность спрогнозировать количество обращений за медицинской помощью и, соответственно, свои убытки.
Что касается частных клиентов, то многие СК просто декларируют такое страхование. Единственное, что страховщики готовы продавать клиентам “с улицы”, это “урезанные” договоры ДМС, в которых заложены базовые риски, предусматривающие такие опции, как экстренная и неотложная медицинская помощь (в данном случае понятна частота наступления страхового события и прогнозируема величина убытка).
Опции же амбулаторной помощи представлены в сокращенном варианте, они ограничены лимитами ответственности, франшизами и множеством исключений из страхового случая.
При этом нужно понимать, что и для таких полисов страховщики устанавливают цену с запасом. Все дело в том, что при страховании в розницу страховщик рискует получить негативную выборку клиентов.
Интересно, что уже в скором времени многие СК могут попытаться расширить клиентскую базу за счет реализации более дешевых и доступных программ. По словам опрошенных участников рынка, основной акцент, вероятнее всего, будет сделан на программах с ограниченным набором услуг и более низкой стоимостью, обслуживание по которым происходит на базе лечебных учреждений средней и низкой ценовых категорий.
Такие договоры могут стать интересны предприятиям, которые по тем или иным причинам вынуждены отказаться от страхования всего рабочего коллектива и желают обеспечить дорогими программами страхования лишь руководство. Также страховщики пытаются удерживать клиентов за счет использования схемы долевого участия сотрудников в оплате ДМС.
Она предполагает, что компания оплачивает сотрудникам лишь наиболее дешевые и сокращенные полисы медстрахования. А они, в свою очеоедь, имеют возможность в индивидуальном порядке доплатить СК и увеличить как страховое покрытие, так и количество предлагаемых страховым договором услуг, а также набор доступных по страховке медицинских учреждений.
По словам Александра Залетова, заместителя председателя совета ЛСОУ, работа СК на рынке медицинского страхования за последние годы показала, что увеличение объемов реализации дорогостоящих страховых полисов чаще приводит к росту убытков, так как такие клиенты чаще обращаются в медучреждения и предпочитают дорогостоящее лечение.
В текущем году некоторые страховщики ожидают роста уровня выплат на 25-30%, так как опасаются, что медикаменты и услуги медучреждений продолжат дорожать и, соответственно, убытки по каждому страховому случаю увеличатся.
Даже если объем выплат сохранится на уровне прошлого года, все равно он останется довольно высоким — 85-90% от собранных премий.
Эксперт — о спросеАлександр Залетов (39), заместитель председателя совета ЛСОУ (г. Киев; объединяет более 100 СК; с 1992 г.)
На самом деле спрос на медстрахование намного превышает предложение. Компании, например, совсем не осваивают такие ниши, как детское страхование. СК либо отказывают в страховании детей дошкольного и школьного возраста, либо устанавливают явно завышенные цены.
Также следует отметить, что если в прошлом году СК были готовы страховать коллективы не менее 20 человек, то теперь их интерес вызывают в основном компании с количеством работников более 50 человек. Многие лидирующие на рынке компании даже пошли на чистку своего портфеля договоров ДМС.
Это привело к сокращению сборов страховых премий, но таким образом они избавились от убыточных клиентов, объем выплат по которым составлял около 150% страховых премий. Надо сказать, что медицинское страхование остается экспериментальным для рынка направлением, так как в нем нет налоговых преференций, а для инвестирования в систему круглосуточного сопровождения (медицинский ассистанс) необходимы огромные средства.
Тем не менее в 2009 г. были застрахованы 1,9 млн чел., урегулированы 1,1 млн страховых случаев. Думаю, что в текущем году объем страховых сборов вырастет на 20%. Люди понимают, что бесплатная медицина оказывается в результате очень дорогой и ищут возможности застраховать свои риски.
Реальное предложение находится где-то посередине и получается при очень тесном взаимодействии клиента и специалиста по ДМС. Удивительно, но в последнее время клиенты отказываются от вакцинаций, витаминизаций, других услуг, однако предпочитают оставлять риски по страхованию критических заболеваний (инфаркт, сахарный диабет, онкологические заболевания).