Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Качество - это не только соответствие определенным стандартам, но и постоянное совершенствование"
Страхование

 


Обзор рынка страхования

Зона рискованного страхования. Россия
25.02.09

Перспективы страхового рынка на текущий год не внушают оптимизма. Собственники некоторых страховых компаний уже оказались перед выбором: недорого продать бизнес либо тихо уйти с рынка с деньгами страхователей.

На первый взгляд, по итогам деятельности страховщиков за 2008 год не скажешь, что их коснулся кризис. Согласно исследованию, проведенному АЦ «Эксперт Северо-Запад», премии в СЗФО выросли на 27,9%, что сопоставимо с темпами роста в 2007 году. Прирост сборов мог бы быть и выше, но подкачали банкиры, свернувшие во втором полугодии программы кредитования как
материалы в тему:
физических, так и юридических лиц. А заемщики, вынужденные страховать залоговое имущество, – это основные клиенты, именно благодаря им в последние годы энергично рос бизнес страховых компаний.

Но перспективы динамики спроса в условиях кризиса весьма туманны. Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что в текущем году, скорее всего, бодрого роста премий не будет, в лучшем случае удастся остаться на уровне 2008-го. Если события будут развиваться по пессимистическому сценарию, объем сборов сократится на треть. Зато выплаты будут нарастать опережающими темпами. Страховой рынок Северо-Запада, где традиционно высока доля автострахования (62% в объеме собранных премий), наиболее рискового вида страховой деятельности, оказывается в зоне повышенного риска.

Бывало и лучше

Тенденция к опережающему росту выплат в автостраховании обозначилась уже в прошлые годы: по итогам 2008-го они выросли на 37%, а годом ранее – на 31%, обогнав прирост премий. Говорить о возможном замедлении темпов роста не приходится. Скорее всего, тенденция сохранится и выплаты будут расти еще быстрее. Во-первых, девальвация национальной валюты уже привела к подорожанию деталей импортных автомобилей, которые составляют большую часть автопарка. Повысят расценки и станции технического обслуживания. В результате ремонт застрахованных автомобилей будет обходиться дороже.

Во-вторых, в период кризиса рачительные страхователи, особенно потерявшие работу или часть дохода, будут намного щепетильнее, чем раньше, относиться к повреждениям личного имущества и не упустят возможности получить средства со страховой компании. «В периоды экономического кризиса активность страхователей по получению страховых выплат значительно возрастает – этот факт подтвержден мировой практикой», – отмечает директор петербургского территориального управления ГСК «Югория» Валерий Михалев.

Но самое интересное произойдет после 1 марта 2008 года, когда начнут действовать поправки к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО). Наиболее серьезные из них – «Прямое возмещение» (страхователи смогут обращаться за возмещением материального ущерба не в страховую компанию виновника аварии, а в свою, в которой приобрели страховку) и «Европротокол» (возможность оформления мелких ДТП без вызова сотрудников ГИБДД) – угрожают ростом убыточности для СК.

Об этих нововведениях говорили уже давно, указывая, что страховой рынок к ним пока не готов хотя бы из-за недостаточно проработанного правового поля. Но ввод кардинальных новшеств совпал с кризисом неплатежей, поразившим отечественную экономику. И если раньше страховщики предполагали, что в некоторых случаях им придется «выбивать» деньги из компании виновника ДТП через суд, то сейчас они уверены, что судебные разбирательства станут общим местом. Суд – дело долгое, а значит, расчеты между компаниями будут затягиваться, что негативно скажется на текущей ликвидности СК.

Боком могут выйти страховщикам также дружеские отношения с банкирами, прежде являвшиеся конкурентным преимуществом в страховании залогового имущества, доступ к которому страховщик получал только после открытия в кредитной организации депозита. От партнерства с банками, которые вели рискованную кредитную политику, уже пострадали (правда, только морально) некоторые страховые компании. Яркий пример – история с банком «КИТ Финанс». Когда его материальное положение сильно пошатнулось, страховщики не сразу смогли вывести из него свои резервы. Впрочем, в этой истории все закончилось благополучно – сменой собственников, что уже становится нормой в новой экономической ситуации.

Смена приоритетов

О региональной экспансии думают сейчас только такие компании, как СОГАЗ, который в рамках стратегии развития до 2012 года приобрел недавно у «Северсталь-групп» страховую группу «Шексна». Остальным страховщикам, скорее всего, придется сворачивать деятельность в регионах, называя это оптимизацией расходов. Тем более что в большинстве регионов Северо-Запада удается продавать в основном только полисы каско и ОСАГО, что на данный момент перестало быть сверхприбыльным.

«В 2008 году мы провели запланированную реструктуризацию региональной сети с целью оптимизации бизнеса и сокращения расходов. Мы ее успешно завершили, а именно – выделили порядка 40 наиболее интересных для нас региональных центров, которые принесли наибольшие объемы страховых премий. Будем концентрироваться в приоритетных для нас регионах и дальше. Это не значит, что мы уходим из других регионов, – компания сохраняет присутствие во всех субъектах РФ, но по понятным причинам не везде сможет полноценно развивать бизнес и добиваться положительного финансового результата», – рассуждает генеральный директор страховой компании «Русский мир» Павел Зубрилин.

Кроме оптимизации региональной сети страховщики будут делать упор на менее убыточные виды страхования (в сравнении с автострахованием), такие как страхование имущества юридических и физических лиц. Именно эти направления для многих становятся приоритетными. Резкий рост конкуренции в этих секторах рынка уже проявился в существенном снижении тарифов. Так, некоторые СК незначительно увеличили сборы по страхованию имущества юрлиц за прошлый год, зато заметно увеличили количество заключенных договоров.

Смена акцентов по видам страхования изменила отношение страховщиков и к каналам сбыта. Еще год назад большую часть премий они собирали через автосалоны, банки и брокеров, а сейчас делают акцент на продажах через собственных агентов: они и деньги всегда вовремя сдают в кассу, и работают за меньшее вознаграждение, чем автосалоны или брокеры. К тому же только агенты компании с глазу на глаз смогут убедить застраховать квартиру, дом, станок или здоровье. По словам генерального директора «РГС Северо-Запад» Георгия Папаскири, прежде всего сокращаются затраты на подразделения поддержки основного бизнеса. «Это ни в коей мере не касается подразделений, непосредственно работающих с клиентами, – каналов продаж, центра урегулирования убытков, телефонной контактной службы», – утверждает Папаскири.

Дешевле, но меньше

Снижение спроса и рост конкуренции будут стимулировать понижение тарифов по наименее убыточным видам страхования. «В сегменте корпоративного страхования, где убыточность меньше, чем в розничном блоке, тарифы будут снижаться», – уверен директор петербургского филиала компании «АльфаСтрахование» Олег Галкин.

Что касается автострахования и добровольного медицинского страхования (ДМС), то при существующем уровне выплат (более 55%) ответственные страховщики вряд ли будут демпинговать. Все-таки сейчас главная цель – не нарастить долю на сужающемся рынке, а сохранить прибыльный бизнес. «Понижать тарифы в период кризиса значит подставить и компанию, и клиентов. Страховщик, который ориентирован на то, чтобы работать на рынке и укреплять свою репутацию как в бизнес-среде, так и среди граждан, осознает, что возможностей для снижения не осталось. Инфляция, снижение курса рубля, рост цен на материалы – все это отражается на средней сумме страховой компенсации, и она будет только понижаться, а следовательно, будет расти объем выплат», – полагает директор по продажам страхового общества «Регион» Максим Кондрашов.

Другое дело, что при неизменных тарифах страховщики будут сужать свою ответственность и предлагать меньше дополнительных услуг. «Очевидно, что большое количество клиентов СК испытывают на себе последствия кризисных явлений. Между тем уверенность в сохранности того, что имеешь, заставляет от страхования не отказываться. Выход из этой ситуации – возможность предоставить клиенту продукты с сокращенным набором дополнительных услуг и, соответственно, по более доступной цене», – говорит генеральный директор страхового общества «Помощь» Дмитрий Локтаев.

Самый простой способ сократить выплаты – предложить автовладельцу полис с франшизой или упрощенную программу ДМС по прошлогодним тарифам. Возможно, наиболее отчаянные страховщики расширят в договорах список условий, при которых страхователь не получает выплаты.

Уйти по-английски

Усеченный вариант страховки за меньшие деньги – не самый плохой для страхователя. Намного хуже – сэкономив на полисе, остаться в итоге без страховой защиты. Генеральный директор страховой группы «Капитал-полис» Алексей Кузнецов не исключает ухудшения финансового состояния СК и увеличения срока выплат. «Одной из причин может стать замедление или снижение продаж и, как следствие, снижение поступлений страховой премии. При этом ответственность по договорам, заключенным в предыдущем году и способным принести в новых условиях повышенные убытки, останется», – говорит Алексей Кузнецов.

При этом стоит отметить, что далеко не все компании, зарегистрированные на Северо-Западе, столь привлекательны, как «Шексна» или «Русский мир». И покупателя, чтобы своевременно спасти компанию от дефолта, может не найтись.

Тогда собственники, собрав остатки средств, могут тихо уйти с рынка. Для России такая практика уже не является чем-то из ряда вон выходящим. Даже регулятор – Федеральная служба страхового надзора (ФССН) – может не сразу обнаружить «пропажу». Например, петербургская страховая компания «Руссобалт» прекратила деятельность в начале текущего года, предусмотрительно направив всю необходимую отчетность за прошлый год в ФССН. Регулятор даже не успел предъявить компании никаких санкций.


: Страхование в России

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.