Автострахование
"Автогражданка" подорожает
06.10.08
Повышение штрафов, утвержденное народными депутатами новым законом о дорожном движении неделю назад, до конца года выльется в стремительный рост продаж полисов «автогражданки». Страховщики не сомневаются в том, что водители скорее потратят 400 грн. на ОСГПО , чем станут выкладывать за каждое нарушение, зафиксированное работником ГАИ, от 425 до 850 грн. Об этом сообщает интернет-издание "Деловая столица" (№40(386) от 06 октября 2008)
Именно маленькие штрафы за отсутствие
полиса гражданской ответственности, по мнению страховщиков, были главной причиной низких продаж «автогражданки»: такое правонарушение сегодня обходится водителям всего лишь в 17 грн. Потому большинство из них покупают страховки лишь раз в два года: наличие полиса — обязательное условие для прохождения техосмотра либо регистрации в МРЭО. «Для таких целей вполне достаточно дешевых краткосрочных страховок (рассчитанных на 15 дней). Они, по нашим оценкам, составляют до 50% всех проданных полисов «автогражданки», — рассказала в интервью «ДС» вице-президент страховой компании «АСКА» Елена Машаро.
После вступления в силу нового закона о правилах дорожного движения (№1061-5), принятого Верховной Радой 24 сентября, ситуация изменится: правоохранители рассчитывают, что Президент подпишет его до конца октября, и документ вступит в силу на протяжении ноября. «Штрафы за отсутствие обязательной страховки будут более чем в два раза превышать ее стоимость. Поэтому водители перестанут отказываться от «автогражданки» либо покупать краткосрочные полисы и рисковать быть пойманными работниками ГАИ с просроченными страховками», — отметил в беседе с «ДС» генеральный директор страховой компании «Вексель» Василий Фурман. По подсчетам экспертов, на протяжении октября–января количество водителей с долгосрочными ОСГПО вырастет с 40 до 80% всех страховок. Общее же число автолюбителей с «автогражданками» увеличится с 32,7 до как минимум 70%. «Как только гаишники начнут штрафовать автовладельцев, «автогражданка» может охватить до 70–90% водителей» — считает председатель правления компании «Украинская страховая группа» Павел Нельга. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро, на 1 июля в Украине было зарегистрировано более 11,3 млн автотранспортных средств, но при этом заключено лишь 3,7 млн договоров по страхованию гражданской ответственности и собрано премий на 703 млн грн. (выплачено по страховым случаям 232 млн грн.). По прогнозам экспертов, до конца года сборы по «автогражданке» должны вырасти до 3 млрд грн.
Наращивая объемы премий, страховщики будут увеличивать и выплаты по ОСГПО : по подсчетам экспертов, они вырастут до 70–80% сборов. «Сейчас среднерыночный уровень выплат физическим лицам составляет 30–35% привлекаемых премий. Но если у компаний, осуществляющих активные продажи краткосрочных полисов, выплат практически нет, то у страховщиков, продающих годовые, они достигают 60%», — пояснила «ДС» Елена Машаро. Повышение убыточности в автомобильном сегменте, по прогнозам экспертов, спровоцирует уменьшение количества страховщиков, занимающихся сегодня «автогражданкой», со 145 до 125 СК. «Многие компании решат отказаться от работы с ОСГПО из-за повышения убыточности и перепрофилируются на другие виды», — подчеркнул в разговоре с «ДС» президент компании «Дженерали Гарант» Юрий Лахно. Другие финансисты предупреждают об еще более мрачных перспективах. «С введением новых штрафов и увеличением объемов рынка убыточность увеличится. Мы прогнозируем средний размер выплат на уровне 65% от собираемых премий. Учитывая, что сумма, равная не менее 30% сборов, уходит на развитие сети и операционные расходы, реальный заработок СК составит в лучшем случае 5%», — рассказывает Павел Нельга. Если же у кого-то из членов МТСБУ убыточность превысит 70%, компания окажется на грани банкротства. «Я не исключаю, что в течение трех лет активного действия страхования автогражданской ответственности не менее четверти из входящих в МТСБУ компаний могут обанкротиться», — предупреждает г-н Нельга. В случае банкротства СК выплаты на себя возьмет Моторное бюро.
Оставшиеся же на рынке страховщики будут стараться всеми правдами и неправдами увеличить свои доходы . «Из-за роста убыточности актуальным станет вопрос повышения корректирующих коэффициентов, применяемых в расчете стоимости «автогражданки». Сейчас большинство компаний работают на нижней границе коэффициентов, утвержденных действующим законодательством, и потому в ряде городов данный вид страхования скоро может стать катастрофически убыточным», — рассказала «ДС» г-жа Машаро. Пересмотр коэффициентов выльется в повышение средней стоимости «автогражданки» в стране: эксперты уверены, что СК откажутся от минимальных тарифов. Например, стоимость полиса в Киеве для водителя с трехлетним стажем и авто с объемом двигателя 1,6 л сегодня колеблется в пределах 351,83–411 грн. в год. Напомним, что Законом «Об ОСГПО» предусмотрена единая система расчета стоимости «автогражданки»: базовый тариф составляет 291 грн. и увеличивается либо уменьшается в зависимости от водительского стажа, объема двигателя автомобиля, территории его эксплуатации и количества человек, имеющих право на управление машиной (корректирующие коэффициенты, например, для столицы составляют 1,5–1,8).
Впрочем, рост цен на страховки — не единственная плохая новость для водителей в этом году. Вслед за повышением спроса на «автогражданку» эксперты ожидают активизации мошенников. «Мы уже сталкивались с продажами поддельных полисов. Их покупают люди, пытающиеся сэкономить. Бороться с этим следует, вводя жесткие санкции за подделку», — сказал «ДС» Юрий Лахно. Предполагается, что аферисты станут действовать по обкатанной схеме: липовые страховки на 20–30% дешевле стандартных цен под видом специальных акций СК доверчивым и экономным водителям будут предлагать граждане, выдающие себя за страховых агентов. Такие поддельные страховки, может, и помогут при общении с гаишниками, которые не отличат их от подлинных, но окажутся абсолютно бесполезными в случае ДТП . По прогнозам экспертов, удельный вес подделок в ОСГПО на протяжении 2008–2009 гг. вырастет с 0,5 до 2%.