Если подойти с точки зрения оценки лайфовых страховщиков на сегодняшний день, то можно сделать заключение, что к кризису они подошли на гораздо более выгодных позициях, нежели рисковые страховщики. Но, тем не менее – лайфовые СК во всеоружии встречают неблагоприятные экономические условия и всерьез рассматриваются как перспективное направление развития страховой отрасли в целом.
На первом месте, на данный момент, стоит защита прав и интересов клиента. Во время существования организации – один из самых важнейших моментов является резервирование поступающих премий.
Именно грамотная финансовая политика позволила остаться на плаву лайфовым страховщикам, и даже вести в такое непростое время политику развития филиалов и торговой сети. Но не без проблем в этой области. Трудности, с которыми столкнулись страховщики в «лайфе» таковы:
демпинг (серьезный урон возможности резервирования средств и, как следствие, невыполнение обязательств перед клиентами)
резервы и их размещение (компания вынуждена принимать платежи у населения по курсу НБУ, а резервироваться должна по коммерческому курсу; возможности размещения резервов должны расширяться для удовлетворения интереса СК в размещении привлеченных средств)
налогообложение (взимание налогов при передаче портфеля из одной СК в другую)
отсутствие реальных инвестиций и интереса инвесторов в развитии сетей и каналов продаж
Банковское страхование, к счастью, не поразило рынок лайфа настолько, насколько поразило рисковое страхование. На данный момент корпоративные продажи заморожены (в перспективе оживут в 2010-11 годах), государственный сектор воспринимается как серьезная альтернатива на рынке страхования. В тяжелые моменты – компании ориентируются на сбережение тех клиентов, которые у них остались.
Среди возможных готовых антикризисных решений на данный момент можно выделить несколько основных:
Создание новых каналов продаж через МЛМ и брокеров, которые могут позитивно и очень эффективно повлиять на уровень продаж СК. Данная схема не затратная (МЛМ, например, практически самоокупаемая на старте и становится одним из самых выгодных начинаний в моменты кризисных явлений). Хотя МЛМ на сегодняшний день и является не очень управляемой сетью продаж, хотя при этом она не уступает в эффективности никакой другой программе осуществления продаж, но она нуждается в серьезном реформировании. Предоставлении своим членам эффективной школы продаж, наличия серьезной базы подготовки и т.д. Как показывает практика, срок жизни проекта МЛМ 6-7 лет, а если компания не будет привносить что-то качественно новое, то в этом случае рискует быть проглочена эйфорией по примеру рискового страхования.
Создание агентской модели продаж, которая даже сегодня может расти в прибыль. Для того, чтобы сформировать действенную систему с мотивированными людьми
Создание альтернативных каналов. Такие каналы представляют серьезные рынки сбыта. Это подключение современных технологий и ориентация на сетевую аудиторию. Возможны самые разнообразные варианты альтернативных каналов продаж.
Активизация партнерских моделей через покупки портфелей.
Внедрение минимизации затрат и жесткого контроля инвестиционных рисков.
Минусы
серьезные инвестиции (инвесторов, которые это понимают, их пока нет)
результат тут не быстрый (украинские инвесторы, которые воспитаны на культуре сегодня вложил – завтра вынул 100% - они не готовы ментально к построению серьезных моделей)