Автостраховщики забили на здоровье водителей
03.09.08
Страховые компании стремительно наращивают объемы выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Согласно данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), за шесть месяцев текущего года объем возмещений, выплаченных страховщиками, пострадавшим в ДТП, вырос в 2,6 раза — до 193,490 млн. грн.
Однако по статистике львиная доля страховых компенсаций пошла на оплату материальных убытков граждан, а проще говоря — ремонт разбитых авто. Выплаты по ущербу жизни и здоровью пострадавших в ДТП составили всего 2,3% от общего объема возмещений по
По данным ГАИ, только за текущее полугодие на дорогах Украины произошло 23 тыс. ДТП, в которых погибло 3340 человек, травмировано — 28,5 тыс. Согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев каждый из пострадавших в дорожно-транспортном происшествии имеет право на страховую выплату. Лимит ответственности по жизни и здоровью вдвое превышает страховые суммы, предусмотренные по материальному ущербу, и составляет 51 тыс. грн. на каждого пострадавшего. Причем франшиза в данном случае отсутствует (по имущественным рискам она составляет 510 грн.).
Компании обязаны компенсировать расходы потерпевших на лечение и приобретение медикаментов, а также возмещать финансовые потери граждан, связанные с временной или стойкой потерей трудоспособности. Если же ДТП закончилось летальным исходом, претендовать на выплату могут родственники пострадавшего — страховщики должны возместить ритуальные расходы, а также убытки семьи, связанные с потерей кормильца.
Любопытно, что тот же показатель по «зеленой карте» почти в десять раз выше. По данным МТСБУ, доля выплат по ущербу жизни и здоровью иностранных граждан, пострадавших по вине украинских водителей, ставших виновниками ДТП за рубежом, по итогам шести месяцев 2008 года достигла 24%.
Но списывать все исключительно на «дремучесть» обывателей было бы неверно. Нормы закона об «автогражданке», регламентирующие выплаты по жизни и здоровью, выписаны так, что процедура их получения становится для потерпевших настоящей головной болью. Пакет документов, который жертва происшествия обязана предоставить в СК, довольно увесист. К заявлению должны прилагаться справка о ДТП и документы, подтверждающие размер нанесенного ущерба, а также справки от учреждений здравоохранения и специализированных учреждений, устанавливающих временную потерю трудоспособности или инвалидность.
Однако тот же закон оговаривает, что возмещению подлежат лишь «обоснованные выплаты». Обосновать же необходимость вызова частной «неотложки» вместо обычной «скорой помощи» и размещение в палате стационара со всеми удобствами — задача практически невыполнимая. Поэтому большинство граждан стараются не связываться со страховщиками, получая компенсацию от виновника ДТП наличными прямо на месте аварии.
Не легче обстоят дела с расчетом суммы потерянной прибыли в связи с наступлением инвалидности или потерей кормильца. Подсчитать недополученные доходы для сотрудников бюджетных организаций не так уж и сложно. Размер возмещения будет эквивалентен средней заработной плате, рассчитанной в соответствии с трудовым законодательством. Гораздо сложнее вычислить искомую сумму для частных предпринимателей и работников коммерческих фирм.
Тем не менее страховщики прогнозируют, что в перспективе суммы выплат по ущербу жизни и здоровью граждан будут постепенно увеличиваться. Уже сегодня компании отмечают рост числа заявлений от потерпевших и объемов выплат.
Эксперты также отмечают, что сроки подачи претензий по этому виду растянуты по времени. Даже спустя несколько лет можно доказать, что то или иное заболевание является следствием когда-то произошедшей аварии. А потому, как только с «автогражданкой» помимо водителей освоятся еще и пешеходы, заявления в компании посыплются с удвоенной силой.