Активные продажи дешевых полисов с минимальным набором рисков позволили страховщикам в сентябре поставить новый рекорд по корпоративному страхованию. Хотя сейчас наибольшим спросом у отечественных компаний пользуются услуги по добровольному медстрахованию, СК надеются до конца года раскрутить и накопительные программы по страхованию жизни. Те будут особенно привлекательными для предприятий, желающих сэкономить на налогах.
Корпоративная мода
Хотя сентябрь еще не закончился, страховщики уже начали подводить предварительные итоги третьего квартала.
Опираясь на текущие продажи, они прогнозируют, что общие объемы медицинского страхования СК к 1 октября вырастут на 40% и достигнут 497 млн грн. Соответственно увеличатся и премии, собранные в корпоративном сегменте, — до 397,6 млн.
На те же 40%, по словам экспертов, к концу третьего квартала вырастут и размеры премий, собранных в лайфовом сегменте: общие объемы страхования жизни увеличатся до 680 млн грн., в корпоративном сегменте — до 204 млн грн. Здесь пятерка сильнейших практически не изменилась: по данным Лиги страховых организаций, она состоит из «Дженерали Гарант Страхование жизни», «Лемма-Витте», «ТАС», «Просто-страхование. Жизнь и пенсия» и «Тэком-Жизнь».
Напомним, что накопительное страхование жизни предполагает внесение ежемесячных взносов не менее 10 лет: оплаченная в текущем году премия не отходит в доход СК, как в рисковом страховании, а накапливается в пользу клиента. Страховыми событиями по лайфовым полисам являются инвалидность, смерть и дожитие клиента до указанного в договоре срока.
Лучшее — руководству
Главной причиной активного роста объемов корпоративного страхования специалисты считают демпинг, устроенный СК в этом году. В 2006–2007 гг., покупая работнику медстраховку, украинская компания платила за нее около $300 в год , а за полис страхования жизни — $200–300. В нынешнем году цены упали практически в два раза: медицинское страхование одного сотрудника в год стоит порядка $100–150, а лайф — около $150–200.
На фоне подорожания медикаментов и услуг врачей такая щедрость должна была вылиться в стремительное увеличение убытков СК. Однако до этого дело не дошло, поскольку по мере снижения тарифов оборотистые страховщики сокращали и перечень услуг. Например, в дешевые полисы корпоративной медицины включали лишь оказание неотложной помощи (с вызовом скорой помощи) и оплату самых необходимых лекарств. Причем на лекарства, как правило, устанавливался лимит в $200–500 (при общей страховой сумме в $10 тыс.).
Казалось бы, беспардонное отношение страховщиков к корпоративным клиентам должно было возмутить руководство компаний. Однако финансисты нашли подход к топ-менеджменту — разработали по-настоящему роскошные пакеты продуктов по их страховкам. В VIP-полисы, стоимость которых варьируется в рамках $800–1200 в месяц, кроме оказания стандартной медицинской помощи и проведения операций, включали еще профилактические и оздоровительные процедуры (с посещением саун или массажей).
Согласно оптимистическим прогнозам страховщики смогут до конца года нарастить объемы премий по корпоративному лайфу на 60–70%, а по добровольному медстрахованию — на 40–50%. Пессимисты же уверены, что шаткое состояние украинкой экономики и кризис ликвидности позволит увеличить страховые сборы с предприятий по медицине лишь на 30%, а по жизни — на 20–30%.