Бюджет Пенсионного фонда пополниться за счет безработных и больных
23.09.08
Комитет ВР по налоговой и таможенной политике рекомендовал парламенту принять за основу правительственные правки к некоторым налоговым законам, которые, в частности, изменяют системы платежей в социальные фонды. А именно, по мнению кабминовских чиновников, предлагается справедливое перераспределение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда между наемными работниками и работодателями. Документ предлагает увеличить отчисления в Пенсионный фонд непосредственно с заработной платы наемных работников с 2 до 5%, и соответственно, уменьшить такие отчисления для предприятий с 33,2 до
Чтобы стимулировать работодателя отказаться от «конвертируемых» зарплат, правительство считает необходимым уменьшить и другие отчисления с фонда оплаты труда; в фонд общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности — с 1,5 до 1,4%, на случай безработицы — с 1,3 до 1,2%. Такие послабления, как считают в Кабмине, будут способствовать детенизации экономики в целом и стабильному наполнению соцфондов.
Теоретически снижение налоговой нагрузки на работодателя действительно должно подстегнуть процесс легализации теневых зарплат, но только не в данном случае. Во-первых, согласно упомянутому законопроекту, все предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, должны увеличить зарплаты своих сотрудников на сумму увеличивающихся отчислений в Пенсионный фонд.
В Кабмине считают, что у предприятий для этого появится достаточный денежный ресурс. Ведь правительство снижает нагрузку на фонд оплаты труда. Если правительство законодательно закрепит обязательность увеличения заработных плат, то нагрузка на работодателя никак не изменится: произойдет банальное перераспределение его расходов. Кроме того, общее снижение нагрузки на фонд оплаты труда всего на 3,5% сегодня не является стимулом к детенизации зарплат, поскольку, по подсчетам экспертов, экономия расходов предприятия при нелегальных расчетах с сотрудниками составляет 20% фонда заработной платы.
Предлагая снизить налоговую нагрузку на работодателя, правительство действительно не предусмотрело никаких компенсаторов для социальных фондов, позволяющих поддерживать их нынешний уровень доходов. Более того, не представлено обоснований и насчет того, почему именно таким должен быть новый уровень ставок социальных взносов.
Иными словами, законопроект не способен решить ни одной из задекларированных Кабинетом Министров задач, но зато может дать шанс «перетянуть» часть нынешних доходов соцфондов в бюджет Пенсионного фонда. Эта идея далеко не нова. Правительство Виктора Януковича тоже предпринимало подобную попытку, правда, сделать это собирались иным способом — через внедрение единого социального налога.
Полтора года назад за основу был принят законопроект, по которому в состав единого социального налога должны были быть включены сборы в соцфонды, а функции по администрированию этого налога передавались Пенсионному фонду. Последний раз протолкнуть этот закон пытались осенью прошлого года, но безуспешно. Теперь Минфин решил подойти к вопросу с другой стороны.
Стремление Кабмина понятно. Социальные фонды, несмотря на множественные проблемы, работают с профицитом. Так, по итогам прошлого года Фонд социального страхования на случай безработицы собрал страховых взносов на сумму почти 3,59 млрд. грн., тогда как расходная часть бюджета фонда составила 3,58 млрд. грн. При этом непосредственно на социальные услуги и материальную помощь было потрачено лишь 2,47 млрд., остальное ушло на переподготовку, повышение квалификации и другие статьи, на которых можно было бы сэкономить.
Аналогичная ситуация и с Фондом социального страхования от несчастных случаев. Так, в 2007 году его поступления составили 3,11 млрд. грн., тогда как расходы — 2,98 млрд., из которых непосредственно на возмещение ущерба пошло лишь 2,51 млрд. В то же время Пенсионный фонд постоянно наращивает дефицит. В 2006 году он составил 20 млрд. грн., в 2007 году — уже 22 млрд., а в этом году, по прогнозам экспертов, он перевалит за 30 млрд. В такой ситуации и отбор денег у социальных фондов, и увеличение нагрузки на работников выглядит вполне логичным.
ПФ не соскочит с госбюджета
Тем не менее, как считают аналитики, такие пертурбации не решат проблемы хронического дефицита ПФ. Сегодня взносы по пенсионному страхованию платят 15,2 млн. человек, а количество пенсионеров — 13,8 млн., то есть рядовой работник финансирует 90,8% средней пенсии. Если учесть, что средняя заработная плата, с которой уплачиваются страховые взносы, составляет 930 грн., то получается, что в Пенсионный фонд с этой суммы попадает около 320 грн. Тогда как размер средней пенсии в декабре прошлого года составлял 415 грн., в январе 2008 года — 470 грн., а в декабре этого года ее размер запланирован на уровне 500 грн. И эту разницу необходимо восполнять из бюджета.
Причин такой несбалансированности бюджета Пенсионного фонда называют множество. В первую очередь — теневые зарплаты. Так, в Украине сегодня насчитывается 27 млн. трудоспособного населения, однако взносы платят лишь 15 млн. Из них треть уплачивает страховые взносы из зарплаты не выше ее минимального размера.
Окончательно разбалансировала бюджет Пенсионного фонда и популистская политика властей, которые последние несколько лет бешеными темпами наращивают социальные стандарты. Причем при повышении тех же пенсий в расчет не берется реальное состояние ПФ. Учитывая, что в ближайшее время ждут еще одни (а может, и не одни) выборы, дефицит Пенсионного фонда в ближайшей перспективе будет только расти. Эксперты прогнозируют, что в такой ситуации возвращения к бездефицитному Пенсионному фонду можно ожидать лишь к 2014 году.
Свой вклад в дестабилизацию бюджета ПФ вносит и демографическая ситуация. По прогнозам экспертов, к 2046 году количество пенсионеров составит 35% от общей численности населения Украины, и тогда на каждого работающего будет приходиться уже два пенсионера. Именно из-за этого, даже в случае отказа правительства от дальнейшего поддержания пенсий на уровне прожиточного минимума, солидарная система никогда не будет в состоянии самостоятельно, без бюджетной поддержки, обеспечивать всех вышедших на заслуженный отдых.
А пенсионная реформа вообще, похоже, закончилась, так и не начавшись. Она началась еще в 2004 году, когда в силу вступили законы Украины «Об обязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном страховании». Спустя почти пять лет можно констатировать, что «пациент скорее мертв, чем жив».
В накопительной системе обязательного пенсионного страхования законодательно определены только основы ее внедрения, но до сих пор не созданы ни организационная инфраструктура, ни система перечисления страховых взносов. В системе негосударственного пенсионного обеспечения количество участников до сих пор не достигло полумиллиона, а чистая стоимость активов, сформированных пенсионными фондами, составляет порядка 410 млн. грн. При этом административные расходы на поддержание этой системы постепенно «съедают» эти активы — за первый квартал 2008 года эти затраты составили 19 млн., или 4,7% от общей суммы активов.
Нынешним летом Минтруда представил Концепцию дальнейшего проведения пенсионной реформы. Но она не была утверждена правительством, что, в общем-то, трагедией не является. В самом документе не предложено никаких новых шагов, способных изменить ситуацию в системе пенсионного обеспечения, — только традиционное «углубить и расширить».
Предложение НПФов относительно того, чтобы до 7% от заработной платы каждого сотрудника предприятие перечисляло на их личные счета в негосударственных пенсионных фондах вместо отчислений в государственный Пенсионный фонд, так и не попало в последнюю редакцию концепции. Как, впрочем, и предложения профсоюзов по обеспечению прозрачности управления средствами ПФ. Все это наводит на мысль, что продолжать реформу в ближайшее время никто не планирует. Потому что попросту не знают, как ее провести.