С 1 января текущего года начались повальные проверки наличия полисов ОСГПО у автовладельцев. Реакции на эту кампанию были неоднозначными. Естественно, что наибольшей выгодой все это сулило страховым компаниям. К кому же как ни к ним начнут обращаться все автовладельци за получением полиса?! Доход очевиден. По данным ГАИ, в Украине зарегистрировано более 11,5 млн. транспортных средств, из них по ОСАГО застраховано около 30%. Компаний, имеющих право на страхование водителей, насчитывается всего лишь 87 (члены МТСБУ). Так что для СК открыт новый ресурс пополнения своих активов. И весьма
Что же касается автовладельцев, то данное решение МТСБУ не стало для них радостным. Все водители, в основном, предпочитают покупать полисы КАСКО дабы уберечь свой автомобиль, а ОСАГО им представляется как не самая приятная нагрузка к полисам. В 2008 году стоимость полиса ОСАГО выросла, что связано и с повышением спроса на этот продукт. Вот несколько примеров расчета стоимости данного полиса.
Тип транспортного средства: Легковой транспорт (K1=1.41)
Место регистрации транспортного средства: г. Киев (K2=1.5)
Сферы использования транспортного средства: используется физическим лицом (K3=1.1)
Водительский стаж лиц, ответственность которых застрахована по договору: 3-10 лет (K4=1)
Количество внесенных в договор лиц: одно лицо (K5=1)
Срок действия договора: 12 месяцев (год)
Стоимость полиса: 678.15 грн
Существует три типовых договора «автогражданки». В полисах первого и третьего типа указываются конкретные транспортные средства, в отношении которых действует договор страхования. В полисе второго типа - непосредственно человек, застраховавший свою ответственность. В договорах первого типа к управлению транспортным средством может быть допущен любой человек, имеющий водительское удостоверение соответствующей категории. Договоры второго типа действительны только для одного физического лица. Договоры третьего типа могут включать до пяти лиц.
Выплаты страховых компаний имеют следующую структуру: максимальная сумма, которую компания-страховщик обязана выплатить при наступлении страхового случая, составляет51 тыс. грн при причинении вреда жизни или здоровью на одного потерпевшего и 25 500 грн при причинении вреда имуществу на одного потерпевшего, но не более 5-кратного размера этой суммы на один страховой случай. В случае, если выплаченная сумма по действующему договору превысила 76 500 грн, действие договора может быть прекращено страховщиком в одностороннем порядке в соответствии со ст. 19.1 Закона Украины № 1961-IV от 01.07.2004 г. «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».
Проверки наличия полисов ОСАГО проводились органами ГАИ по опознавательному стикеру на лобовом стекле автомобиля. Но, к сожалению, это не дало желаемого результата и не смогло улучшить ситуацию.
Но МТСБУ не собирается сдаваться. Бюро разрабатывает новую стратегию контроля наличия полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. Уже постановлены новые задания бюро, которые должны быть реализованы до конца 2008 года:
усовершенствование законодательства и предупреждение по его нарушению
улучшение технологий урегулирования страховых случаев
введение оформления договоров ОСАГО в пунктах пропуска через границу
создание централизованной базы данных
усовершенствование обмена информацией между страховщиками и дирекцией бюро
обеспечение финансовой безопасности МТСБУ.
Еще одним из новшеств предлагается ликвидация краткосрочных (от 15 дней до 1 месяца) полисов ОСАГО. Эти полисы весьма популярны среди автовладельцев, так как являются дешевыми и нужны им для того, чтобы пройти регистрацию в МРЭО или техосмотр, при которых наличие полиса проверяется. Предлагается оставить такие полисы только для нерезидентов, а для граждан Украины просто увеличить срок их действия до 3 месяцев, тем самым удовлетворив сезонные прихоти автовладельцев.
В МТСБУ надеются, что вторая попытка контроля над наличием ОСАГО, будет более успешной. В бюро сделают все возможное, чтобы к концу 2008 года полисы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности были практически у всех автовладельцев.